«Мы рассматриваем наши отношения как отношения стратегического характера, - такими словами, по сообщению «Интерфакса», открыл встречу глава российского внешнеполитического ведомства, - как отношения между партнерами, которых связывают наша история и, я уверен, наше будущее».
Диалоги Сергея Лаврова с «тройкой» Евросоюза уже традиционно проходят дважды в год, поясняет РИА Новости. Европейскую сторону на них представляют министры иностранных дел страны - действующего председателя ЕС и страны - будущего председателя ЕС, а также член Еврокомиссии.
Очередной встрече было уделено особое внимание, поскольку только сейчас, спустя полгода после августовских событий, диалог России с ЕС и НАТО, как сказал Сергей Лавров, «готов к ремонту». Тогда, напомним, градус отношений резко понизился после того, как Москва предложила созвать чрезвычайное заседание Совета Россия-НАТО по ситуации в Южной Осетии, но оно было заблокировано Вашингтоном.
Теперь и Евросоюз, и Североатлантический альянс проявили интерес к такому «ремонту». Лишнее тому свидетельство - недавнее совместное заявление канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози. В нем они, в частности, ратовали за активизацию сотрудничества в Совете Россия-НАТО и между Евросоюзом и Россией везде, где это только возможно. «Мы желаем ведения диалога с Россией о политике безопасности в духе партнерства», - говорилось в заявлении.
Москва, в свою очередь, также готова идти навстречу. Предлагая, в частности, новый договор о евробезопасности. Как сообщает РИА Новости, участникам встречи на Смоленской площади удалось продвинуться вперед в обсуждении документа.
«Сегодня мы добились значительного прогресса с договором, - отметил по окончании переговоров Хавьер Солана, - а количество неразрешенных вопросов сокращается». Он подчеркнул, что достигнут прогресс и в соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом.
Тем не менее, в числе неразрешенных вопросов пока остается Южный Кавказ. Сейчас международные мониторинговые миссии в Грузии, а также в новых субъектах международного права - Абхазии и Южной Осетии - либо завершили работу, либо находятся в режиме свертывания (ОБСЕ и ООН). А взрывоопасный регион, как показало время, нуждается во внешнем контроле.
Накануне своего визита в российскую столицу Хавьер Солана в интервью BBC заявил: «Миссии ООН и ОБСЕ должны играть ключевую роль на местности. Блокировать продолжение их работы, пока ситуация не стабилизировалась, вряд ли было бы ответственно».
В том, что присутствие международных наблюдателей могло бы понизить напряженность на Южном Кавказе, убежден и Сергей Лавров. Но, по-видимому, не всяких. Он высказался вполне конкретно: «Было бы полезно обеспечить на территории Абхазии, Грузии и Южной Осетии присутствие ООН».
Почему он упомянул только ООН, министр не пояснил. Правда, посчитал нужным отметить, что решающее слово в этом вопросе все-таки принадлежит тем, кто будет непосредственно принимать соответствующие международные миссии на своей территории.
Будем надеяться, что в ЕС после московской встречи подход России по поводу дальнейшей работы международных миссий на Южном Кавказе будет восприниматься с большим пониманием. По крайней мере, хорошее настроение российского министра по окончании переговоров с европейскими коллегами обнадеживает. «В целом я удовлетворен, как мы работаем», - заключил глава МИД РФ.
Артем Горбунов