Мужчина и женщина

Машук прогнется под пансионат

Правительство Ставропольского края нашло способ продать земли Кавминвод, не нарушая закон. Рабочая группа Министерства курортов и туризма рассматривает вопрос о корректировке особо охраняемых зон, установленных в 1985 году. Это позволит застраивать Машук и другие живописные местечки без оглядки на прокуратуру и протесты общественности. Но активисты экологической организации «Солнечный патруль» надеются на вмешательство федеральных чиновников.

Гора Машук, под которой когда-то был смертельно ранен Михаил Юрьевич Лермонтов, полгода как стала звездой телеэфира на Ставрополье. Активистам экологической организации «Солнечный патруль» удалось сплотить вокруг нее жителей Пятигорска, возмущенных вырубкой деревьев в курортной зоне. Почти 40 гектаров земли с орехами, кленами, березами оказались в руках у частника - ООО «Кавжилстрой». Строительная организация собралась возвести здесь пансионат из нескольких корпусов и начала с расчистки леса, высаженного на Машуке несколькими поколениями пятигорчан.

После многочисленных обращений жителей города в разные инстанции прокуратура приостановила строительство: оказалось, проект еще не проходил экологическую экспертизу. Но это только отсрочка. Экологи требуют от прокуратуры проверить, законно ли этот участок при бывшем губернаторе Александре Черногорове был переведен из земель лесного фонда в земли поселений и не включен в памятник природы «Машук». Тем временем «Кавжилстрой» ведет свою агитацию, обещая жителям курорта восполнить спиленные деревья благоустроенными аллеями, спортивными площадками и клумбами.

А прокуратура, благодаря этой истории, вплотную занялась Машуком, и по прокурорским искам арбитражные суды вернули в муниципальную собственность уже восемь земельных участков. Готовятся иски и по некоторым другим объектам. Все это сильно не понравилось местным властям, так как отмена сделок купли-продажи подразумевает возмещение полученных за приватизацию средств. А деньги-то уже уплыли.

По просьбам руководителей городов Кавминвод, краевое Министерство курортов и туризма создало межведомственную рабочую группу, которая должна перекроить границы природоохранных зон вокруг Ессентуков, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска. Как пояснили журналистам в пресс-службе министерства, Постановление Совета министров РСФСР № 300 от 1985 года, на которое все время ссылается прокуратура, устарело. Нужны такие границы, чтобы можно было, не нарушая закон, продавать и застраивать хоть Машук, хоть его невесту Бештау.

Официально необходимость пересмотра границ аргументируется так: в первой охранной зоне, несмотря на постановление, все равно располагаются санатории, пансионаты, многоэтажки, парки, памятники и коммерческие объекты. Если уж на то пошло, то статус территории не позволяет, чтобы на самой макушке Машука стояла телевышка. А она стоит. И прокуратура, следуя букве закона, имеет право потребовать ее сноса. Так не проще ли сдвинуть границы особо охраняемой зоны и оставить все договоры купли-продажи земли в силе?

Власть имущим прогнуть законодательный акт под собственные цели гораздо проще, чем возвращать деньги и неустойки. А вот жителям, да и отдыхающим на Кавминводах сиюминутная выгода совсем не улыбается. Ведь если на Машуке будет вестись активная хозяйственная деятельность, она погубит минеральные источники, и бальнеологическому курорту придет конец.

Поэтому в молодежной экологической организации «Солнечный патруль» сдаваться не собираются. Попытку сократить охранную зону там называют жульничеством, а аргументы - надуманными. «Я не припоминаю, чтобы прокуратура требовала что-то сносить в этой зоне, - заявил GTimes координатор «Солнечного патруля» Михаил Паршин. - Это практика известная, что добиться сноса, когда уже заложен фундамент и первый этаж, - практически невозможно, а готовое здание тем более снести невозможно. С формальной точки зрения, чиновников понять можно: от построенных объектов никуда не денешься, и зачем тогда нужна эта зона. С другой стороны, с уже построенными зданиями нет проблем. Проблемы возникли с тем, что сейчас захватывается и строится».

Михаил Паршин надеется, что решения краевых властей не будут поддержаны на федеральном уровне. Более того, экологи уже нашли понимание в Департаменте охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздравсоцразвития.

«К нам пришел официальный ответ из Минздравсоцразвития, в котором нам сообщили, что мы подняли действительно важную тему, и что министерство обратится в аппарат правительства Российской Федерации, чтобы создать специальную комиссию с привлечением федеральных и краевых чиновников и представителей общественности, - рассказал Паршин. - Мы дождемся дальнейших ответов. В любом случае, перевод земель в другие категории должен осуществляться под контролем федеральных органов власти. Мы ситуацию мониторим, постараемся не допустить изменения границ».

Сражения между экологами и желающими распродать и застроить курорты на Северном Кавказе только начинаются. Полпред Александр Хлопонин сделал приоритетом развитие туризма, а значит, частные инвесторы все равно приберут к рукам часть народного достояния. И взамен полудикой природы местным жителям достанутся в лучшем случае налоги и рабочие места.