Имеющий всемирную известность грузинский театр переживает сложные времена. Новые менеджеры, призванные обеспечить процветание театра, проваливают работу. Но благодаря близости к правящей партии им удается сохранить себя в должности. Мы уже писали о ситуации в Театре юного зрителя, теперь наш корреспондент посетила театр в городе Телави.
Театр в восточно-грузинском городе Телави совсем не периферийный. У него 250-летняя история и целая плеяда известных артистов. В октябре 2010 года директором театра стал известный актер и шоумен Дута Схиртладзе.
"Здесь я родился и вырос, и то что решил стать артистом — это заслуга Телавского театра. Этот театр, возможно, станет одним из выдающихся театров Грузии. Мы сделаем его международным центром культуры, если в этом мне будет способствовать коллектив театра".
Так говорил Дута Схиртладзе в октябре 2010 года, когда его назначали руководителем Телавского театра. Уроженец Телави, воспитанный в его театральных традициях, Деметре, то есть Дута Схиртладзе, сегодня является самым популярным шоуменом Грузии. Он действительно очень популярен, и программы с его участием являются топовыми на грузинском телевидении.
Однако, хороший артист не всегда может быть хорошим руководителем, и именно это произошло с Дутой Схиртладзе. Он к тому же оказался жестким руководителем. Кроме того, что он лишил театр репертуара, не смог обеспечить театр технически, и к еще большему сожалению, наносит оскорбления актерам и режиссерам, в руках которых Дута вырос. Многих из них он уволил, или, вернее, выгнал из театра, так как опытные актеры не вынесли развала театра, имеющего 250-летнюю историю.
Началось противостояние, театр парализован. Главный режиссер во многим обвиняет Д. Схиртладзе — за девять месяцев всего одна премьера, устройство родственников, единоличные решения, неуважение и оскорбления.
Главный режиссер театра Гоги Чакветадзе: "все было подготовлено к его приходу, творчески и технически, он все развалил. Сейчас ему захотелось ставить спектакли, хотя он недостаточно образован для этого".
Другие служащие говорят, что он обращается к ним бестактно и нецензурно.
Дута Схиртладзе на обвинения отвечает обвинениями; говорит, что не собирается сдаваться, будет делать еще хуже, и кого пожелает, того и приведет в театр.
Дута Схиртладзе: "У меня много творческих родственников и друзей, это мой круг. Оставить их без работы? Я обещаю, что уволю из театра Гоги Чакветадзе; можете присутствовать на этом совещании". — заявляет Дута Схиртладзе.
"Так разнузданно могут себя вести необразованные грубияны", — характеризуют Д. Схиртладзе его бывшие друзья.
Однако, время идет, а в Телавском театре темнота на сцене, в фойе и концертном зале затишье. Уже год, как не ставились спектакли. А сколько обещаний давал Дута! Провести отопление, помимо хороших спектаклей, проводить разные развлекательные мероприятия, устроить специальный уголок для детей, книжный магазин, литературное кафе, поиски дополнительных финансов, открытие театрального музея и многое другое. Обещания остались обещаниями.
Актеры Венера Пеикришвили и Эльдар Тавдидишвили с надеждой ожидали прихода Дуты, и не только они.
Госпожа Венера: "Мать Дуты работала здесь, и сам он все время здесь находился, и мы были очень рады его приходу. Что же мы получили сейчас?! В каком ужасном положении находится 250-летний театр!"
Руководитель может быть профессионалом, но он должен уметь руководить, работать и достойно относиться к служащим.
Но Д. Схиртладзе является кадром "Единого национального движения", их преданным слугой и выступления против него ничего не значат; ничего ему не страшно, ведь за ним стоит власть.
Что же касается финансов, театр является юридическим лицом получает субсидии из местного бюджета. Но за счет субсидий оплачиваются только зарплаты. Зарплата же низкая, а долги набрались.
Актеры избегают разговоров о зарплате, так как пока что в театре не планируется постановка спектаклей, и ничего нового не происходит.
Дута не смог провести отопление, не сумел поставить новые спектакли, провалил план развития театра, который планировал он сам. Из-за долгов на несколько месяцев отключили воду, газ, телефоны и интернет. Между театральной труппой и Д. Схиртладзе уже полтора года длится противостояние.
Министр же культуры заявляет: "Я в курсе проблем театра, все уладится за один месяц. Схиртладзе по-прежнему остается руководителем театра".
Действительно, грузинский театр переживает сложные времена. И виной всему политика. Работа театров стала сильно зависеть от политической конъюнктуры, руководящие должности оказываются в руках людей, близких к правящей партии, и это единственное их достоинство. А театр — это все-таки немного другое.