Мужчина и женщина

Баку пугает Запад исламом

Новруз Мамедов, советник президента Азербайджана по внешней политике, в интервью газете Bloomberg сказал: в случае пассивности Запада по Карабаху Азербайджан может пересмотреть свою прозападную позицию. На сотрудничестве с Западом для Баку свет клином не сошелся, так как Азербайджан может в любой момент вступить «в другой политический союз». Мамедов напомнил, что Азербайджан не хочет портить отношения с мусульманским миром ради Запада и Израиля. Свое видение действительного внешнеполитического курса Баку для GTimes изложил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

- Азербайджан заявил, что разорвет отношения с Западом, если тот не поможет в урегулировании карабахской проблемы. Станет ли Запад помогать Азербайджану в этом плане?

- Азербайджан своими заявлениями пытается давить на Запад и шантажировать его. Что касается западных стран, то они не заинтересованы в решении карабахской проблемы. Зачем Западу убивать курицу, которая несет золотые яйца? Пока существует карабахская проблема, Запад может сколько угодно манипулировать Южным Кавказом. Карабах стал той самой морковкой, которую повесили перед мордой осла. Конечно же, всему на свете приходит конец. Южный Кавказ устал от манипуляций Запада. В связи с этой усталостью появляются раздраженные отклики, вроде интервью Новруза Мамедова газете Bloomberg.

- Какой политический блок имел в виду Новруз Мамедов?

- Совершенно неясно, в какой такой блок собирается вступать Азербайджан. Союз Баку и Тегерана сейчас нереален. Чтобы между Ираном и Азербайджаном что-то возникло, Баку придется в срочном порядке перестраивать всю систему внешнеполитических отношений. Тегерану придется сделать то же самое. У Тегерана есть определенная ориентация на партнерские отношения с Ереваном. Партнерство с Ереваном нужно Тегерану не потому, что иранскому режиму очень нравятся армяне. Армяне - это клиенты Москвы. Иран дружит с Арменией в первую очередь ради Москвы, ради химеры российско-иранского партнерства Иран уже не в первый раз приносит в жертву свои очевидные геополитические интересы. Чтобы Тегеран стал союзником Баку, он должен для начала отказаться от своей ориентации на Москву. От такого поворота пострадают отношения между Ереваном и Тегераном, что будет выгодно Азербайджану. Но у Азербайджана сейчас нет возможности переориентировать Иран в таком важном направлении, как партнерство с Москвой. Для Ирана сейчас крайне важна Сирия. Москва является преградой на пути Запада по ликвидации режима Башара Асада. Эта роль Москвы как фиксатора режима Асада - еще одна причина того, что Баку не удастся создать блок с Тегераном. Баку, конечно, может предпринять в этом плане ряд неуклюжих телодвижений. Например, дезавуировать информацию об израильских аэродромах на территории Азербайджана, назвать эту информацию слухами и сплетнями. Но режимы государств полагаются не на скандалы или сплетни, а на информацию своих спецслужб. Можно сколько угодно опровергать что-то, но если об этих фактах докладывают разведки, то все бесполезно.

Читайте также Смертельный рейс Израиль - Азербайджан - Иран

Что касается Турции, то формально Анкара остается союзником Баку. Но дело в том, что Турция отошла от Израиля, а Азербайджан, наоборот, укрепляет связи с Израилем. При этом Анкара и Баку сохраняют видимость хороших отношений, формально сохраняется старая схема «два государства - один народ». Но чтобы эта формальность стала фактом, Баку должен незамедлительно порвать все связи с Израилем, прекратить преследования мусульман на своей территории. Сейчас власти Азербайджана вовсю громят и преследуют мусульманское движение, что вызывает протесты многих мусульманских стран. В первую очередь, Ирана. Чтобы стать настоящим партнером мусульманского правительства Эрдогана, Баку должен незамедлительно прекратить преследование и травлю своих мусульман. Но в этом случае Баку следует ожидать резкой негативной реакции Запада. Запад может серьезно наказать Азербайджан за резкий разрыв с Израилем и с западными странами. Будут наложены санкции на экспорт азербайджанской нефти, которую Запад может легко заменить. Сама по себе доля азербайджанской нефти не идет ни в какое сравнение с саудовским сегментом.

- А не имелась ли в виду идея пакистанско-азербайджанского военного блока, озвученная в феврале в Баку?

- Такой союз - очень экзотическая идея. Пакистан дал согласие Ирану на проведение иранского нефтегазопровода через свою территорию в Китай. При условии, что Исламабад будет бенефициаром этой сделки. Уже давно существуют прочные связи между Пакистаном и Ираном, которые представляют для Пакистана более значимый интерес, чем союз с Баку. Между Ираном и Пакистаном существует интенсивный научный и промышленный обмен, в том числе и по созданию новых военных разработок. Естественно, эти связи проходят при мощной научной поддержке Китая. На этом фоне Азербайджан, который до последнего времени занимал антииранскую позицию - вообще не игрок. Тем более у него нет территориального выхода на Пакистан. Кроме того, слышать о «союзе мусульманских стран» от Баку - экзотично, так как политика Баку до последнего времени проходила в прозападном либеральном курсе. Правда, в последнее время появились какие-то отрывочные сигналы о внезапно возникшем интересе Азербайджана к исламскому полю.

Читайте также Мусульманские страны готовятся к войне?

- В чем выразился этот интерес?

- Не так давно в Баку был проведен съезд представителей аналитических центров стран Организации исламского сотрудничества. Главные аналитики этих стран обсуждали в Баку перспективы так называемого «Большого Ближнего Востока». Как VIP-персона, там присутствовал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад, но основной голос подавала Иордания и арабские монархии Персидского залива. В любом случае геостратегический выбор этих ведущих аналитиков был прозападным, с ориентацией на Лондон. Не случайно, что съезд прошел именно в прозападном Азербайджане. Страны Залива - это «английская» партия арабского мира. Но от этого съезда до какого-нибудь союза или блока - световые годы пути. Азербайджанская позиция на Кавказе удобна как позиция некоего стратегического центра в Каспийском регионе. Эта позиция имеет и плюсы, и минусы. Азербайджан зажат между Россией, Ираном и Турцией, а сбоку блокирован Арменией и Грузией. В этой ситуации настоящим союзником и партнером Азербайджана может быть только Турция. Благодаря Турции Азербайджан получает выход в большой мир. Запад и Израиль смотрят на Азербайджан холодным взглядом и никогда не станут решать азербайджанские проблемы. Россия рассматривает Азербайджан как потенциальный гвоздь в определенном месте. Этот гвоздь - вечный противник Армении, которую Россия считает своим стратегическим партнером. Я считаю, что Россия в этом плане ошибается.