Мужчина и женщина

Азербайджан расплачивается за СССР

В Азербайджане началась выдача советских сбережений гражданам. Указ президента гласит, что с первого июня по 31 декабря текущего года азербайджанцы могут обратиться в "Капитал Банк". Предъявив сберегательную книжку и удостоверение личности, каждый гражданин Азербайджана и проживающий в стране может получить свои вклады, сделанные в Сберегательный банк СССР до 1991 года. На это государство выделило аж один миллиард манатов.

На пресс-конференции, прошедшей 1 июня, министр финансов Самир Шерифов рассказал подробно об условиях и сроках выдачи денежных вкладов. Он заявил: если с документами все в порядке, то выдача денег будет произведена в течение 5 дней, следующих за днем обращения в банк. Но процесс может затянуться, если сберегательная книжка утеряна или пришла в негодность. Для рассмотрения подобных случаев при министерстве финансов создана особая комиссия.

Министр подчеркнул, что на выдачу всех вкладов государством предусмотрена сумма в размере 1 миллиарда AZN, но добавил, что сумма эта приблизительная и взята по максимуму. На вопрос, может ли выдача денежных вкладов повлечь за собой инфляцию в стране, министр ответил отрицательно. И объяснил это тем, что, во-первых, не ожидает немедленного поступления этих денег на потребительский рынок, а во-вторых, апогей возврата денежных средств придется на летний период, когда традиционно цены в стране снижаются.

"Капитал банк" разместил на своем сайте адреса пунктов приема заявлений на возврат средств. Здесь можно по номеру сберегательной книжки определить, в какой пункт следует обратиться. Но есть, как всегда, одно "но". Все вкладчики - люди уже преклонного возраста. Премудрости и удобства компьютерных технологий им, увы, недоступны. Так что прежде, чем вернуть свои сбережения, им придется основательно попотеть, ведь пунктов много, и все они находятся в разных частях большого города.

Ранее мы писали: Азербайджан тряхнет стариной

Потому и получается, что самые благие намерения и деяния государства слегка подпорчены плохой организацией самой процедуры выдачи денег. Люди вынуждены приходить с раннего утра, занимать очередь и стоять под солнцем долгие часы. Учитывая возраст вкладчиков, плохо организованный процесс превращается для них в настоящую пытку. Многие устраиваются на скамейках через дорогу в тени деревьев. А самые беспокойные, кто боится пропустить свою очередь, не отходят от дверей банка и защищаются от палящего полуденного солнца как могут. Кто прикрывается зонтом, кто своим собственным заявлением.

Мы поговорили с людьми из очередей. Те, которые сидели в тени деревьев, были радушны и настроены оптимистично. "Я всем очень довольна. Спокойно заполнили бланк. Сами, все очень просто. Благодарю президента", - рассказывает гражданка Азербайджана, которой посчастливилось уже попасть в банк. "Когда обещают деньги выдать?" - спрашиваем мы. "Нам назначили день - 11 июня", - отвечает она.

Стоящие же под солнцем были куда менее довольны. "Все время только и слышишь, что самое лучшее государство у нас, вот пусть докажут, что это так. Я вынуждена стоять здесь, под солнцем, с сахарным диабетом", - сетует дама из очереди.

Но недовольство последних сводилось не только к жалобам на плохую организацию. Одна женщина пожаловалась, что вклады, сделанные после 1991 года, то есть уже в независимом Азербайджане, пока не выдаются. "Почему же тогда в 1992 году банки брали вклады, если не собирались их возвращать? У меня основные вклады сделаны уже в независимом Азербайджане, и я не могу их получить. Сказали бы нам - "граждане, не кладите деньги в сберегательные кассы". Такую независимость я не хочу. Я гражданка этой страны, но такой независимости не желаю". Но она не теряет надежды. Может, когда-нибудь очередь дойдет и до возвращения этих средств.

Те, кому все же удавалось попасть внутрь помещения банка и заполнить соответствующие бланки, выходили вполне довольными и не забывали поблагодарить правительство, ведь, откровенно говоря, мало кто надеялся когда-нибудь получить свои сбережения. Хотя... Судя по тому, что сберегательные книжки сохранили почти все, надежда умирает последней.