Мужчина и женщина

Ван Ромпей едет покорять Кавказ

Президент ЕС Херман Ван Ромпей отправился в трехдневное турне по Южному Кавказу. Согласно официальным данным, во время визита Ван Ромпея в Армению, Грузию и Азербайджан будут обсуждаться проблемы интеграции государств Южного Кавказа с Евросоюзом, а также пути решения нагорнокарабахского конфликта.

Накануне визита в регион Херман Ван Ромпей прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг конфликта в Нагорном Карабахе. Он отметил, что известия о фактах насилия на границе Армении и Азербайджана вызывают у него тревогу. Президент ЕС выразил соболезнования по поводу трагических и ненужных человеческих потерь. Ван Ромпей подчеркнул, что использование военной силы не может решить этот конфликт, и только мирное урегулирование будет способствовать появлению реальной стабильности в регионе. Также он подтвердил желание ЕС содействовать Минской группе ОБСЕ в решении этого конфликта, но отметил, что ответственность за достижение согласия несут Армения и Азербайджан.

Все эти заявления были внимательно выслушаны и проанализированы в Азербайджане. Многие в Баку считают, что ни Минская Группа ОБСЕ, ни Евросоюз, ни Россия не прикладывают достаточно усилий для разрешения конфликта между Арменией и Азербайджаном. Будь хотя бы у одной из этих стран реальное желание урегулировать ситуацию, конфликт был бы уже исчерпан.

Читайте также: Нагорный Карабах: взгляд из Азербайджана

"Удивление вызывает тот факт, что все эти стороны признают территориальную целостность Азербайджанской Республики, и при этом требуют от Баку компромиссов. А ведь Азербайджанская сторона, по сути, требует только вывода армянских оккупационных войск из Азербайджана и восстановления территориальной целостности страны", - говорит политолог Габиль Гусейнли. Такой подход соответствует всем нормам международного права, и несогласие с ним однозначно подрывает веру Азербайджана в объективность международных посредников.

По мнению эксперта, ставить на одну чашу весов стороны конфликта, "мягко говоря, некорректно. В международном сообществе прекрасно понимают, что столкновения происходят на азербайджанской земле. А инциденты, которые имеют место быть на армяно-азербайджанской границе, носят чисто провокационный характер. Они преследуют цель дезинформировать международное сообщество относительно сути происходящего и представить дело так, как будто Азербайджан обстреливает Армению", - считает Гусейнли.

Выстраивая свои взаимоотношения с международными партнерами, официальный Баку обязательно учитывает отношение этих сил к процессу урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Разрешение этого конфликта считается приоритетом как внешней, так и внутренней политики руководства страны. И это понятно, считает эксперт. "Оккупировано 20 % территории страны, в Азербайджане более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Все это серьезно тормозит экономическое развитие. Азербайджан вынужден тратить миллионы на содержание этих людей", - говорит Габиль Гусейнли.

Читайте также: Нагорный Карабах: если завтра война

Говоря об интеграции на Кавказе, эксперт заявляет, что этот процесс тормозится официальным Ереваном. Азербайджан предлагает проводить встречи с участием азербайджанской и армянской общин нагорной части Карабаха. В Баку считают, что это поможет создать доверительную обстановку среди народов. Но официальный Ереван препятствует этому. "Власти Армении боятся, что создание доверительной обстановки между армянами и азербайджанцами расшатает кресла, на которых они сидят. Ведь они пришли к власти на антиазербайджанских лозунгах. А суть такова, что азербайджанцы и армяне всегда жили дружно, а все конфликты, которые между ними возникали, получали подпитку извне. Как и в данном конкретном случае", - говорит Габиль Гусейнли. Без разрешения региональных конфликтов невозможно усилить интеграцию, а ведь именно через нее лежит путь к стабильности и процветанию всего региона.

В этом плане интересна и ситуация вокруг интеграции стран региона с Евросоюзом. Некоторые эксперты в Азербайджане обеспокоены низкими темпами этого процесса. Эксперт Эльчин Агаев считает, что в этом вопросе Азербайджан уступает и своим соседям, и таким странам, как Молдова и Украина. Причем это происходит не по причине возникновения препятствий со стороны Евросоюза. Напротив, официальный Баку ставит перед западными партнерами условия, принимать которые последние отказываются.

Также Эльчин Агаев считает неуместным вопрос, который задают некоторые чиновники в официальных кругах Азербайджана: что может дать нам Евросоюз? Эксперт считает, что интеграция с Евросоюзом - это в первую очередь повышение уровня социальных стандартов жизни граждан Азербайджана. Также это приведет к введению в стране стандартов максимальной прозрачности органов государственного управления. Кроме того, евростандарты подразумевают максимальную подотчетность структуры исполнительной власти перед населением, дебюрократизацию, ликвидацию барьера на пути получения гражданами Азербайджана различных справок, лицензий и разрешений, регистрации собственности, сокращение списка лицензируемых видов деятельности и введение тотального принципа одного окна и одного дня. Также евростандарты требуют ликвидации торговых барьеров азербайджанского ненефтяного экспорта в Европу и одновременно ликвидацию барьеров для европейских товаров, унификацию азербайджанской таможенной системы с европейской и повышение экологических стандартов и качества пищевой продукции. Все это, по мнению Элчина Агаева, более выгодно самому Азербайджану, нежели Евросоюзу.

Политолог Габиль Гусейнли при этом считает, что обсуждать эти вопросы без привязки к политической ситуации в регионе неверно. Сегодня прерогативой для Азербайджана является восстановление территориальной целостности страны и обеспечение ее безопасности. Все международные процессы и переговоры ведутся Баку именно с учетом этой реальности.

Подытоживая высказывания экспертов, можно сказать, что Ван Ромпея на Южном Кавказе ждут непростые переговоры. Ведь каждая из трех кавказских стран имеет свои проблемы и видит свои пути решения этих проблем. А в таком случае найти "золотую середину" очень сложно.

Надир Шафиев