Мужчина и женщина

Хизри Алдамов: преображение сепаратиста

Возвращение на родину Хизри Алдамова, много лет работавшего представителем чеченских сепаратистов в Грузии, стало сенсацией и успехом Грозного в пропагандистской войне с сепаратистки настроенным эмигрантским движением, а заодно и успехом Москвы в такой же войне с Грузией. В прошлом году он покинул Тбилиси и "всплыл" лишь месяц назад в Грозном. А сегодня бывший "посол" или "полпред" так называемой Ичкерии представлял тайны "тбилисского двора" в Москве.

Многие из тех, кто хорошо знают кухню проекта "Ичкерия", начиная с 90-х годов, ставят Алдамова в один ряд с такими чеченскими лидерами, как Дудаев, Масхадов, Яндарбиев. Но пожилой и плохо слышащий Хизри Алдамов мало похож на "волка", даже на старого. Он действительно был влиятелен, от него многое зависело. Достаточно сказать, что именно он организовал единственный официальный визит "президента" Ичкерии Аслана Масхадова за пределы Чечни, в Грузию, в 1997 году. Теперь же Хизри Алдамов полезен по большей части как "мешок с информацией". По идее, в его голове должен находиться огромный массив информации обо всем, что касается и грузино-чеченских отношений, террористических атак и Панкисского ущелья.

В Москве Алдамов был многословен, но сенсации не случилось - для посвященных в тему ничего принципиально нового сказано не было.

Географическое, а как следствие, и экономическое положение "независимой Ичкерии" было сложным. Со всех сторон была граница с Россией, и только с юга, в высоких горах, - с Грузией. Алдамов рассказал, что добился от Эдуарда Шеварднадзе ее открытия для людей. Лично Хизри считает себя ответственным за судьбу 70 тысяч чеченцев, которые с его помощью, как он говорит, смогли перебраться в Европу.

Нынешнего президента Грузии Михаила Саакашвили Хизри Алдамов ненавидит всем сердцем. Когда он о нем говорит, у него на глазах наворачиваются слезы. Но с прежним лидером Грузии Эдуардом Шеварднадзе отношения у "посла Ичкерии" явно сложились. Шеварднадзе, кстати, по полной использовал чеченцев в своих интересах, для того, чтобы решить проблемы Грузии и "дергать за живое" Россию. Именно при нем в 2001 году был организовано рейд Руслана Гелаева в Кодорское ущелье Абхазии, где лидер Грузии пытался устроить очередную войну. Сегодня Алдамов рассказывает о том, как кистинцев, живущих в Грузии чеченцев, рассаживали по машинам и отправляли в тот поход. Причем рассказывает об этой авантюре, в которой лично принимал участие, как о невинном развлечении. "Хотели Абхазию взять. Ну как так Абхазию возьмешь. Как это будет, я знал с самого начала".

"Шеварднадзе меня хорошо держал", - вспоминает с ностальгической улыбкой Хизри Алдамов. Видимо, ему очень нравилась роль "раздражителя" для России, которую ему отвел в свое время Шеварднадзе.

Но, как и для всех в Грузии, с приходом к власти Саакашвили жизнь у Алдамова изменилась, дела пошли неважно. Впрочем, не сразу. Бывший полпред вспоминает, что поначалу его привлекли к работе в рамках министерства по делам диаспоры. Но позже от его услуг было решено отказаться, а его самого ... убить. Покушение на Алдамова действительно было, и было организовано очень по-грузински: руль автомобиля, которым управлял "полпред", смазали каким-то невероятно ядовитым веществом. Но за рулем оказался племянник, который потом и умер. Самого Алдамова откачали, но он почти потерял слух.

В те годы, а было это в 2004-ом, он, разумеется, обвинил в организации покушения российские спецслужбы. Сегодня он уверен в том, что убить его хотел президент Грузии. Мотив такой: через Алдамова проходили деньги из ряда арабских государств для поддержки чеченцев, живущих в Панкиси. Саакашвили решил сфокусировать эти транши на себе, и в этом ему мешал Хизри Алдамов. Возможно, потому, что в грузинской политике может быть все.

Сам бывший "полпред Ичкерии" как минимум в одной из рассказанных им историй признается по существу в попытке организации террористических актов. В августе 2008 года, когда российские войска оказались у подступов к Тбилиси, Алдамова, который к тому времени уже давно находился не у дел, нашли старые друзья из министерства по делам диаспоры и парламента Грузии. Они настоятельно попросили, почти потребовали, чтобы тот с помощью чеченской диаспоры организовал на Северном Кавказе террористическую атаку. Алдамов не сказал им "нет". Он начал звонить Ахмеду Закаеву в Лондон, чтобы через него решить "проблему". От Алдамова требовалось только одно: сказать номер счета, на который будут переводиться деньги для подготовки терактов. Проект не удался, потому что знающие люди рассказали Алдамову, что через банковские платежи террористическая деятельность не финансируется.

Вот, в принципе, единственная история из числа повествований Хизри Алдамова, которая претендует на эксклюзивность. Его "золотым веком" было время, когда "Ичкерия" фактически существовала в Чечне, и он был ее полноценным представителем в Грузии, что позволило ему даже войти в грузинскую политическую элиту. При Саакашвили Алдамова задвинули, видимо, даже не столько из-за пресловутых арабских денег, сколько из-за того, что ближе к официальному Тбилиси оказалась другая группировка сепаратистов, в которой была вдова Джохара Дудаева Алла и Ахъяд Идигов.

В Чечне уже давно нет войны, а Грозный выглядит лучше, чем большинство российских областных центров. Строительный бум, кстати, впечатлил Алдамова, когда тот вернулся в Чечню. Но пропагандистская война между кадыровцами и сепаратистами продолжается. И в этом смысле возвращение Хизри Алдамова - это большая победа Грозного. Как бы там ни было, но даже находящийся в преклонных летах Хизри Алдамов - это все-таки одна из больших фигур сепаратистского правительства. Вытягивая такие фигуры в Чечню, Рамзан Кадыров обесточивает и так сильно деградировавшее, противостоящее ему эмигрантское движение. Интересно, кто будет следующим? Сегодня в Москве Хизри Алдамов что-то подозрительно много говорил о пророссийской ориентации Ахмеда Закаева. Поживем - увидим.