Мужчина и женщина

Над пропастью в Раче

Грузинская деревня Гендуши, затерянная в горах региона Рача, с 2005 года разделена на две части: одна рухнула в обрыв, а вторая очень пострадала во время оползня. С тех пор прошло уж е семь лет, и все это время уцелевшие местные жители ждут помощи в восстановлении хозяйства.

В 2005 году на деревню Гендуши сошел оползень. В результате шесть жилых домов упали в обрыв, а еще семь хозяйств сильно пострадали. С тех пор местные жители, разумеется, постепенно покидают село. Жизнь здесь стала невыносима.

Надежде Сванидзе 106 лет. Она, вместе с 75-летней дочерью, до сих пор проживает в разрушенном после оползня доме. Дорога, ведущая к их жилищу, из камней и щебня. Старую дорогу в 2005 году уничтожила стихия, вместе с другими домами и посевами. От большинства построек, которые были тут раньше, сейчас остались только фундаменты.

Обе женщины в очень преклонных годах, они не могут отремонтировать свой дом. "Кто только ни обещал помощь, начиная с 2005 года. Четыре месяца тому назад, вот уже который раз обратились в муниципалитет Амбролаури. Реакции никакой. Раньше хоть перед выборами приходили и давали обещания, но только обещаниями сыт не будешь! Наш дом так сильно разрушен, в нём жить небезопасно. Но куда мне идти? Куда со старой матерью податься? У нас обеих есть пенсия - по 100 лари, которых не хватает даже на лекарства. А ведь проблем тысяча", - рассказывает нам 75-летняя Зенари Сванидзе.

Читайте также: Последняя надежда грузинских крестьян

Семье Наталии Немсицверидзе повезло чуть больше. Их дом пострадал не так сильно, но оползень унес за собой приусадебный участок и улей, в котором было 25 семей пчёл. Беды сделали хозяйку этого дома общественным активистом. Во время недавней встречи президента Михаила Саакашвили с жителями региона Рача Наталия пыталась добраться до него, но президентская охрана не дала ей этого сделать.

"Уже в течение нескольких лет неоднократно обращаюсь к местному руководству с просьбой отдать нам ту помощь, которую в 2005 году нам, как пострадавшим, выделило правительство. Когда президент неделю назад приезжал в наши края, я хотела ознакомить его с нашей проблемой и передать письмо, но местная полиция, по поручению руководства, с применением силы вытащила меня из толпы. Местное правительство ненавидит меня потому, что я знаю об их грязных делах. Целый день прокараулили меня, чтобы не пустить на встречу с президентом. На встрече ведь были не рачинцы. Автобусами сюда привезли население Имерети. Люди говорили, что каждому за это заплатили по 50 лари. Что делать нам, рачинцам? Я намереваюсь продолжать борьбу против этой несправедливости", - заявляет Наталия Немсицверидзе.

Очень не повезло Цире Самтеладзе - от ее дома осталась только лестница. Остальное свалилось в обрыв после оползня. Женщина до сих пор проживает у своего брата Нодара.

Над пропастью в Раче. 28004.jpeg

В деревне Гендуши живет тринадцать семей. Все они пострадали в результате оползня. Каждой из них, как говорят местные, должны были выделить по 5000 лари. Но эти деньги получили только 5 семей.

Местные власти даже не скрывают того факта, что помощь получили не все пострадавшие. "По какому принципу избрали пострадавших, знаете? Кто в более тесных отношениях был с руководством местного муниципалитета, - говорит супруг Наталии, Шота Немсицверидзе. - Восемь семей остались без помощи, а причину объяснили так: мол, на зиму мы тут жить не остаёмся. А ведь те пять семей, которые получили деньги, тоже не живут зимой в деревне, но помощь всё-таки получили".

В горной Гендуши действительно было бы нелегко жить зимой, когда бесконечные снегопады наносят по два-три метра снега. Местные жители занимаются сельским хозяйством с весны до осени, а потом спускаются вниз, к цивилизации.

Читайте также: Грузинские крестьяне между голодом и тюрьмой

Деревня располагается в 25 километрах от районного центра. Находится она на горе. Дорога, ведущая сюда, уже давно никуда не годится. Село плохо снабжается водой.

Несколько лет назад была предпринята попытка оживить эти места. Здешнее правительство, в рамках программы помощи деревне, решило провести сюда воду. Привезли трубы, перерыли землю, но потом остановились. Трубы и по сей день валяются на дороге и во дворах у населения без присмотра. С тех пор прошло два года. За это время трубы заржавели и стали непригодными.

Мы попросили руководителя Амбролаурского муниципалитета Каху Кацитадзе прокомментировать ситуацию, сложившуюся в деревне Гендуши. Но, к сожалению, Кацитадзе наотрез отказался с нами говорить.

Несмотря ни на что, население Гендуши не сдается. Неизвестно, получится ли у них выбраться из той ямы, в которую их загнал оползень и невнимание со стороны местного муниципалитета. Ведь в стране совсем скоро выборы, а к ним до сих пор никто не приходил, чтобы пообещать помощь. Видимо, горное село Гендуши не входит в предвыборную программу.

Нато Велия