Мужчина и женщина

Выборы после пыток

Кадры пыток в Глданской тюрьме стали своего рода "последним гвоздем" в перспективу победы правящей партии на грузинских парламентских выборах. Наш корреспондент выяснил, как проходили выборы в тюрьмах Грузии, которая пока остается лидером в Европе по числу заключенных.

Кадры пыток заключенных в грузинских тюрьмах обошли весь мир, и внимание общества к этой теме не слабеет. Люди требуют привлечь к ответственности всех, начиная с президента и министров, заканчивая простыми тюремными служащими.

Выборы, в соответствии с законом, прошли и в тюрьмах. Однако в грузинских исправительных учреждениях до сих пор стоит проблема обеспечения заключенных удостоверениями личности, подготовка которых должна была быть проведена заранее. В некоторых тюрьмах, по словам заключенных, им вообще не было известно, имеют ли они право голоса, хотя им обязательно должны были об этом сообщить.

Уполномоченные омбудсмена Грузии провели беседы с большинством заключенных. Они заявили, что процесс голосования прошел спокойно, в присутствии наблюдателей.

Аппарат превенции Народного защитника Грузии провел мониторинг в тюрьмах страны и распространил следующую информацию. Избирательные участки были открыты в Кутаисском №2, Глданском №8, Тбилисском №12 и Ксанском №15 исправительных учреждениях, а в остальных голосование проводилось при помощи переносных урн.

При этом в Ксанской тюрьме №15 право голоса имели 414 осужденных, из которых проголосовали 64. В Тбилисской тюрьме №12 право голоса имели 181 заключенных, из них проголосовали только 92. Остальные либо отказались голосовать, либо у них не было удостоверений личности. В Глданской тюрьме №8 право голоса было у 1008 заключенных, из них проголосовали 235, остальные не имели удостоверений личности.

В исправительном учреждении №18 право голоса было у 36 заключенных, из которых проголосовали только двое. Один заключенный не голосовал из-за болезни.

В Кутаиской тюрьме №2 право голоса имели 235 заключенных, из них проголосовали 53, у остальных не было удостоверения личности. Некоторые просто отказались голосовать.

Выборы в Руставской тюрьме №17 прошли с помощью переносных урн. Право голоса там имели 116 заключенных, из них 13 не имели удостоверений личности. По той же схеме прошли выборы в Руставской тюрьме №16, где право голоса имел 71 заключенный, из них удостоверения личности имели только девять.

В исправительном учреждении №6 голосовать мог 31 заключенный, при этом у семи не было удостоверений личности. Четверо заключенных отказались голосовать.

В женской тюрьме №5 право голоса имели 24 заключенных, из них удостоверения личности имели только 10. Здесь же находились 45 обвиняемых, которые не приняли участие в голосовании, так как не знали о возможности это сделать.

Похожие данные можно привести и по другим грузинским тюрьмам. Очень большое число заключенных не могли голосовать из-за того, что у них нет удостоверений личности. Многие не были информированы о голосовании в тюрьмах.

Специальный механизм превенции омбудсмена Грузии призвал министерство исполнения наказаний, пробации и юридической помощи вовремя обеспечивать на местах учёт заключенных, имеющих право голоса, и обеспечивать их соответствующими документами, чтобы все они смогли принять участие в президентских выборах 2013 года.

Корреспондент GTimes не смог связаться с кем-либо из заключенных по вопросу голосования. Однако она побеседовала с участником молодёжных митингов, правозащитником Дачи Цагурия, которого 23 сентября задержали и безжалостно избили, так что сейчас он не может свободно передвигаться. "Да, ужасно избили. Во время избиения снимали на видео, но в изоляторе никто уже не избивал. Принял участие в выборах, находясь в Руставском изоляторе. Нам принесли переносную урну в присутствии двух наблюдателей из ЦИК, они были особенных формах. Принуждения не было. Процесс прошел обыкновенный", - рассказал правозащитник.

Нато Велия