Мужчина и женщина

Жертвы небрежности силовиков

В преддверии крупных спортивных мероприятий на Юге России президент Владимир Путин собрал руководство правоохранительных структур, чтобы призвать их к более активной борьбе с терроризмом. Но требуя от силовиков решительности и дерзости, он также попросил их бережно относиться к законопослушным гражданам. Эта фраза в напутствии главы государства появилась неслучайно. Жертвами спецопераций на Кавказе оказываются и мирные люди, которые теряют жизни, здоровье или имущество во время ликвидации боевиков.

Накануне за закрытыми для журналистов дверями в резиденции Ново-Огарево президент Владимир Путин напутствовал правоохранительные органы на более активную антитеррористическую деятельность. "Любой просчет стоит нам очень дорого, - процитировали его в пресс-службе. - Поэтому нужно работать без пауз, решительно, на опережение, и там, где нужно, дерзко, но эта дерзость должна быть направлена, прежде всего, на бандитов, террористов, на преступников. И очень бережно нужно относиться к гражданам законопослушным".

Последнюю фразу силовикам следует повторять всякий раз, как только они планируют очередную спецоперацию. Конечно, чаще всего в неблагополучных республиках люди гибнут от рук террористов. Но периодически те, кто призван защищать гражданское население, тоже становятся убийцами ни в чем не повинных людей. Такое небрежное отношение к мирным гражданам при задержании или ликвидации преступников можно сравнить с халатностью врачей во время операции.

В условиях, когда почти по всем республикам Северного Кавказа идет противостояние ваххабитского подполья российской государственной системе, любой житель региона может совершенно случайно оказаться в зоне локальных боевых действий. В начале этого года силовики предотвратили крупный теракт в Минеральных Водах. Диверсантов блокировали в одном из многоэтажных домов у железной дороги. Во время спецоперации был ранен студент Шамиль Будаев, которого спецназовцы приняли за члена бандгруппы. Ему прострелили ноги. Пока проверяли документы, он истекал кровью. А поправившись, долго и безуспешно пытался добиться компенсации за ущерб здоровью.

Жертвы дагестанской спецоперации, которую провели 6 июля прошлого года на трассе недалеко от села Серебряковка Кизлярского района, год спустя получили компенсации. По миллиону рублей заплатили родственникам троих погибших мирных жителей, по 400 тысяч рублей - тяжелораненым Магомеду Абдулаеву, Магомедрасулу Гайдарбекову, Магомедрасулу Лабозанову и Тажудину Таждинову (на фото). Еще двое гражданских, обстрелянных правоохранителями, получили по 200 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба здоровью.

Впрочем, признать мирных жителей случайными жертвами силовики готовы далеко не всегда. Поэтому чаще всего они докладывают о причастности к незаконным вооруженным формированиям всех убитых. И только если за дело берутся правозащитники, иногда удается доказать неправомерность действий правоохранителей. Так, в Ингушетии в апреле этого года "за компанию" с двумя подозреваемыми в терроризме были убиты еще трое жителей села Плиево, работавших на кирпичном заводе в Назрани: Салауддин Муружев, Зина Вельхиева и родственник бандитов Шамсуддин Гарданов. Этот случай, по мнению руководителя ингушского отделения "Мемориала" Тимура Акиева, один из самых явных примеров "небрежности" силовиков.

Читайте также: Евкуров выведет силовиков на чистую воду?

"Изначально, как только была проведена спецоперация, от представителей силовых структур шла информация, что все уничтоженные являются боевиками, в том числе и женщина, которая там оказалась, - напомнил правозащитник в комментарии корреспонденту "Большого Кавказа". - Кроме того, указывалось, что на женщине находился пояс смертницы. Этим они пытались оправдать свои действия. Но через два дня, когда президент Евкуров провел встречи с родственниками погибших, эту ошибку признали. Чем закончилась эта история, неясно. Было объявлено, что будет проведено следствие по данному факту. Через неделю была озвучена информация, что двое убитых все-таки являются непосредственными участниками НВФ, и что они виновны в том, что случилась эта трагедия, так как они первыми открыли огонь, прикрываясь мирными гражданами, которые находились в машине. Но окончательные итоги расследования нигде не публиковались".

Помимо таких неоспоримых преступлений против мирного населения, в Ингушетии и других республиках Северного Кавказа часто происходят "ликвидации" людей, вина которых никем не доказана и оспаривается родственниками. Так, в конце лета в станице Орджоникидзевской во дворе госуниверситета были убиты и объявлены боевиками Ислам Тачиев, Магомед Хаяури и Артур Карсамаули. Ислам и Магомед учились в Москве, а на родину приехали на несколько дней. Их сокурсники дали им только положительные характеристики. Но президент Ингушетии Евкуров, когда родители убитых стали писать во все правозащитные структуры, заявил, что учеба в российской столице - не алиби, и ребят действительно завербовали бандиты, чтобы те приехали, совершили теракт и укатили восвояси.

Читайте также: Спецоперация против ингушских студентов

"До тех пор, пока не будет проведено справедливое расследование, и оперативная информация, на основе которой студентов уничтожили, не будет доведена до родственников, этот случай будет оставаться в разделе противоречивых, - заявил Тимур Акиев. - Есть и другие истории, но там больше идет речь о превышении должностных полномочий, чем о виновности или невиновности убитых. Здесь вопрос: насколько необходимы меры, которые приводят к гибели подозреваемых".

На взгляд правозащитника, гражданское население Северного Кавказа стало заложником ситуации, в которой официально военные действия не ведутся, но идет борьба с подпольем. "Где границы этого подполья, непонятно. Любой гражданин республики может оказаться в зоне проведения КТО. И поэтому хотелось бы, чтобы сотрудники внутренних дел, если есть необходимость проведения спецоперций, действовали предельно осторожно, как и сказал Путин, предпочитали захват подозреваемых их уничтожению и перепроверяли информацию, чтобы не получалось, как с мирными рабочими завода в Назрани. Приоритет должен отдаваться безопасности населения, а не их профессиональным интересам", - заключил Акиев.