Мужчина и женщина

Докажет ли Йонкер Цхинвалу объективность ПАСЕ?

«Что меня больше всего беспокоит - это шрамы, оставленные конфликтом, цитирует Йонкер радио «Свобода». - С кем бы я ни говорила - следы войны в этих людях очень глубоки. Они боятся, что произойдет новый вооруженный конфликт, они опасаются за свою безопасность. Кроме того, у людей в Южной Осетии практически полностью отсутствует доверие к международному сообществу, они говорят, что оно гораздо больше прислушивается к грузинам, нежели к ним». По словам Йонкер, этим руководствуются и местные лидеры, когда запрещают доступ в Южную Осетию представителям международных организаций. Что, по ее мнению, ведет к изоляции региона.

Представитель ПАСЕ лишь констатирует факты, но не делает, казалось бы, очевидных выводов - не Южная Осетия изолирует себя от Европы, а наоборот. Хотя вряд ли европейский дипломат после посещения Цхинвала не задавалась вопросом: почему у испуганных жителей этих мест нет доверия к международному сообществу? Почему у них сложилось мнение, что Европа - на стороне грузин? Создается впечатление, что госпожа Йонкер попросту делает хорошую мину при плохой игре. Игре, правила в которой устанавливает ПАСЕ, представителем которой Кориен Йонкер и является. И подыгрывает ПАСЕ в этой игре Грузии. Ведь Парламентская ассамблея Совета Европы до сих пор не желает согласиться с новыми международными реалиями - признанием независимости Абхазии и Южной Осетии в ответ на августовскую агрессию режима Саакашвили.

До приезда в республику председатель Комитета выражала обеспокоенность по поводу безопасности этнических грузин, живущих в Южной Осетии. Еще одно свидетельство того, кого слушают и хотят слышать в Европе. В Цхинвале Йонкер встретилась с представителями Международного Красного Креста, которые сообщили ей, что в Ахалгори живут грузины и никто их не арестовывает. Кроме того, они могут бывать в Тбилиси, навещать родных, посещать врачей, вести торговлю. Так кто же, собственно говоря, находится в бедственном положении? Может быть, удерживаемые в Грузии, по сведениям югоосетинских правозащитников, 15 граждан Южной Осетии?

«Безусловно, этот вопрос нас беспокоит, - говорит Йонкер. - Мы знаем, что имеются заключенные и с той, и с другой стороны. Мы считаем, что главное - это обеспечить правильное отношение к ним, и чтобы они как можно скорее возвратились в свои дома. Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммамберг серьезно занимается этим вопросом и активно работает над тем, чтобы решить эту проблему».

Коротко и ясно - все вопросы к Хаммарбергу. Последний, напомним, еще осенью был в регионе и даже разработал программу по возвращению удерживаемых граждан. Но почему-то эта программа до сих пор не работает.

В Цхинвале с визитом Кориен Йонкер связывают определенные надежды. Недаром президент республики Эдуард Кокойты на встрече с европейским дипломатом подчеркнул: «Южная Осетия остается открытой страной и готова выстраивать нормальные, прозрачные отношения со всем окружающим миром, - приводит его слова госкомитет по информации и печати республики. - Я надеюсь, что ПАСЕ сделает объективные выводы, потому что, к большому сожалению, мы встречаем тенденциозность подхода к событиям в республике». Лидер Южной Осетии поднял также вопрос об ответственности европейских структур, которые, по его словам, заранее были предупреждены о готовящейся Грузией агрессии:

«Мы не раз информировали представителей ОБСЕ и ЕС, а также Ваших коллег из ПАСЕ о чрезмерной милитаризации Грузии. Вместо того чтобы прислушаться к нашему мнению, многие европейские страны вооружали Грузию и направляли туда своих военных специалистов. Представители ОБСЕ покинули территорию Южной Осетии за несколько часов до начала агрессии. Ставя вопросы об увеличении военных наблюдателей в зоне конфликта, требуя себе более широких полномочий, они прекрасно знали и располагали информацией о том, какое количество живой силы и боевой техники скапливается в непосредственной близости от границ Южной Осетии».

По мнению Кокойты, именно этим и вызвано определенное недоверие со стороны народа Южной Осетии к международным структурам, которые присылали туда своих представителей, знали складывающуюся ситуацию, но в критический момент бросили осетин на произвол судьбы, на растерзание агрессором.

Окажется ли сама Кориен Йонкер на высоте положения, сможет ли объективно оценить услышанное и увиденное, мы скоро узнаем. Свой доклад о поездке она намерена представить в конце марта на заседании Комитета по миграции ПАСЕ.

Артем Горбунов