Мужчина и женщина

Кандидаты в президенты на одно лицо

Дебаты кандидатов в президенты прошли в Грузии накануне вечером. В прямом эфире сошлись два главных оппонента — представитель пропрезидентской партии Давид Бакрадзе и кандидат от правящей коалиции Георгий Маргвелашвили. Оппоненты представили свои программы, которые оказались не так уж отличными друг от друга. Камнем преткновения остался лишь один вопрос: хорошо ли, когда президент и правительство — из одной лодки? Или не очень?

В первом раунде теледебатов, которые шли в прямом эфире, приняли участие кандидат от коалиции "Грузинская мечта", Георгий Маргвелашвили, бывший председатель парламента, представитель бывшей правящей партии "Единое национальное движение" Давид Бакрадзе, лидер "Европейских демократов" Зураб Харатишвили и кандидат от Христиан-демократической партии Георгий Таргамадзе. Каждый из участников поочередно изложил свое видение по четырем вопросам: внешний курс страны, решение так называемой проблемы территориальной целостности, экономическое развитие Грузии и сотрудничество президента с правительством и парламентом.

Относительно внешней политики все кандидаты были едины: Грузия должна ориентироваться на Европу и евроатлантические структуры, а диалог с Россией необходим, но не в ущерб престижу страны. Георгий Маргвелашвили поставил себе в заслугу, что его коалиции удалось реализовать такой подход на практике. "Мы уже смогли очень эффективно понизить ту высокую температуру и тот очень высокий проблемный уровень, который есть с Российской Федерацией. Мы смогли восстановить торговые отношения с Россией, но при этом никак не потеряли интенсивность, с которой интегрируемся в евроатлантические структуры", — сказал он.

Давид Бакрадзе, в свою очередь, отметил, что имеет большой опыт переговоров с Россией и хорошо знает, "каким должен быть этот диалог". "Грузия должна пытаться улучшить отношения со всеми соседями, в том числе, с Россией. Я был и являюсь сторонником диалога с Россией. На протяжении последних 17 лет я был подключен ко всем международным процессам и переговорам, которые проходили между Грузией и РФ, поэтому я хорошо понимаю, что значит диалог с россиянами и хорошо знаю, каким должен быть этот диалог", — сказал он.

"Я поддерживаю улучшение отношения с Россией, но уверен, что это никогда не случится за счет слабости и уступок наших национальных интересов", — подчеркнул кандидат от ЕНД. Он отметил, что "именно в этой части не согласен с действующим правительством, который посылает сигналы слабости, говорит об изучении Евразийского Союза".

Кандидат в президенты Грузии от Христиан-демократической партии Георгий Таргамадзе решил пофилософствовать. По его словам, Грузия получит шанс на строительство единого сильного государства, в случае конфликта России с Западом. "Мы должны подождать конфликта Запада и России и воспользоваться этим, чтобы строить единое сильное государство", — сказал он в ходе дебатов.

Бывший председатель ЦИК Грузии Зураб Харатишвили оказался еще более кровожаден. Высказавшись в пользу евроинтеграции, он заявил, что для решения проблемы Абхазии и Южной Осетии, которые в Грузии считают своими оккупированными территориями, власти страны "должны думать о нейтрализации фактора России". "Этого (возвращения отделившихся территорий) Грузия не сможет добиться собственными ресурсами, для этого обязательно нужна поддержка Запада", — заявил он.

Маргвелашвили и Бакрадзе подошли к этой проблеме более традиционно. Оба предложили продолжать политику непризнания Абхазии и Южной Осетии, параллельно пытаясь заинтересовать граждан этих республик перспективой мирного возвращения под крыло Тбилиси.

"Необходимо найти с ними общий язык, заинтересовать их экономическими проектами, интегрировать в социальное пространство и сделать все для того, чтобы они почувствовали преимущество жизни в едином грузинском государстве. Это есть и будет моей главной задачей как политика, гражданина страны, несмотря на то, буду я президентом или нет", — заявил Бакрадзе.

"Чтобы воссоединить нас, должна быть создана страна, откуда граждане не убегают. Мы построим такое государство, где права, интересы, традиции, среда обитания каждого человека будут защищены. Мы создадим интересную страну для наших абхазских и осетинских соотечественников, к которой они захотят присоединиться", — вторил ему Маргвелашвили.

В экономическом вопросе, впрочем, единства не было. Маргвелашвили заявил, что "Грузинская мечта" и он лично будут продолжать проекты по созданию рабочих мест и развитию сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Всему этому, по его мнению, будет способствовать создание созданного на днях 6-миллиардного инвестиционного фонда.

Однако остальные кандидаты выступили с резкой критикой экономической политики правящей коалиции.

Давид Бакрадзе заявил, что "все статистические данные показывают, что после 2012 года в стране ежедневно ухудшается экономическое положение". В стране, по его словам, сохраняется высокий уровень безработицы, бедность, высокие цены и налоги. "Из 84 обещаний нового правительства, которые в прошлом году дала "Грузинская мечта", 76 — не выполнены", — возмутился кандидат от ЕНД, заверив, что в случае прихода к власти он проследит за тем, чтобы эти обещания были претворены в жизнь. Бакрадзе также назвал три пункта своей экономической программы: понижение налогов, отказ от регуляций для привлечения зарубежных инвесторов, налоговая амнистия и декриминализация бизнеса.

Георгий Таргамадзе заявил, что власти не хотят говорить о том, насколько обнищало население Грузии. "Ни правительство Саакашвили, ни Иванишвили не сказали правды, какой у нас на самом деле прожиточный минимум. по данным ООН, 60% жителей может позволить себе тратить в день всего по 2 лари (чуть больше доллара), и это — заслуга и прежнего, и нынешнего правительства", — заявил лидер Христиан-демократов. По его мнению,"Грузия должна развивать малый и средний бизнес и предоставлять рабочие места на государственных предприятиях".

А Харатишвили, представляя свою экономическую программу, отметил, что вместе со своей командой предлагает "экономику, которая будет ориентирована на развитие производства для преодоления бедности и безработицы". "Это означает, что главные ресурсы государства должны быть направлены на развитие производства и сокращение дефицита внешней торговли. Главное — обеспечение для грузинских производителей экономической свободы и стабильности", — пояснил он.

И окончательно разошлись кандидаты по пункту, касающемуся работы президента и правительства. Георгий Маргвелашвили заявил, что он — единственный из кандидатов, который может обеспечить реальное сотрудничество между ветвями власти. "Функция президента — балансирование, и возможность углубить отношения с правительством реально есть только у меня, как кандидата от власти. Потому что мы — одна команда, большинство в парламенте, сформированное нами правительство и тот человек, который будет президентом. Мы вместе сможем стабильно развивать нашу страну", — заявил он, попутно нахамив оппонентам.

По мнению Давида Бакрадзе, ситуация обстоит ровным счетом наоборот, поскольку в условиях одной команды гораздо легче допустить ошибку, и для Грузии будет лучше, если президент не будет представлять ту же политическую силу, что правительство.

"Я вспоминаю прежние годы, когда и мы были одной командой (Нацдвижение), и у общества были совершенно справедливые претензии. В условиях одной команды гораздо легче допустить ошибку. Для большей продуктивности было бы лучше, если бы у этой команды быль сильный контроль. Учтем прошлое и сегодня сделаем правильный выбор", — сказал он.

Кандидат от Христиан-демократического движения Георгий Таргамадзе напомнил, что в свое время премьер-министр Бидзина Иванишвили финансировал проекты Михаила Саакашвили в то время, когда в стране разгоняли акции протеста и произошли громкие убийства. "Волк в овечьей шкуре не станет вегетарианцем", — сказал он.

Он обвинил в сговоре президента Грузии Михаила Саакашвили и премьера Бидзину Иванишвили, представляющих противоположные политические силы. "Иванишвили уже написал конкретные цифры, которые оформит избирательная комиссия, составленная из представителей Саакашвили и Иванишвили, однако мы все равно должны бороться, чтобы победить", — сказал Таргамадзе.

"Я, как президент, в случае победы, использую все рычаги, чтобы назначить внеочередные парламентские выборы, чтобы народ принял решение о судьбе "Грузинской мечты" и Нацдвижения", — пообещал лидер Христиан-демократической партии.

Харатишвили, в свою очередь, подчеркнул, что считает одной из важнейших задач президента добиться "мирного сосуществования в стране различных политических групп".

"Для коммуникации между разными силами обязательно, чтобы у них были пути к друг другу. Наша команда отказывается от языка ненависти. Мы видим, как сложно идет коабитация, но для решения государственных вопросов это обязательно. Президент с новыми функциями должен стать гарантом единства общества. Он должен быть президентом всех граждан, а не политической силы, которую он представляет", — заявил он.

Второй раунд дебатов состоится уже сегодня. В нем примут участие Коба Давиташвили ("Партия народа"), Серго Джавахидзе ("За справедливую Грузию"), Теймураз Мжавия ("Христиан-демократическая народная партия"). Лидер партии "Демократическое движение — Единая Грузия", экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе отказалась от участия в дебатах.