Мужчина и женщина

МИД России предостерег покровителей Саакашвили

Михаил Саакашвили не вынес уроков из событий августа прошлого года и готовит новое вторжение. Такую оценку его недавним высказываниям дал 2 апреля официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

«Подобные высказывания господина Саакашвили, особенно на фоне агрессивно-провокационного поведения грузинских военных в зонах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, лишь подтверждают очевидное - в Тбилиси вынашивают планы реванша», - цитируют Нестеренко РИА Новости.

Собственно говоря, речь идет о той агрессивной риторике, которой на днях «отметился» Михаил Саакашвили. Сначала на встрече с заместителем руководителя объединенного комитета начальников штабов армии США Джеймсом Картрайтом грузинский президент, сообщил «Интерфакс», заявил о поддержке национальной армии: «В условиях, когда оккупировано 20 процентов наших территорий, в условиях высоких рисков, продолжения провокаций и вообще сложной ситуации в регионе, Грузия продолжит создание современных, гораздо более мощных вооруженных сил, увеличит их персонал, численность солдат, и главное, повысит уровень подготовки».

А на открытии нового здания грузинского МВД Саакашвили был еще менее дипломатичен: «Наша борьба продолжается, и она завершится полной деоккупацией Грузии, освобождением наших территорий и изгнанием последнего вражеского солдата, - приводила его слова «Наша Абхазия». - В этом я абсолютно убежден».

Естественно, Москва, которой очевидно и предназначались эти речи, молчать не стала. Причем замечания Нестеренко адресованы отнюдь не грузинскому президенту, с которым после его августовской авантюры российское руководство не желает иметь вообще никаких дел, а его покровителям. «Что касается планов иностранного содействия Тбилиси в восстановлении военного потенциала, то это нельзя воспринимать иначе, как поощрение агрессора, - заявил представитель российского МИДа. - Имеющийся трагический опыт показал, что давать оружие в руки нынешнего грузинского руководства крайне опасно для соседних народов и всего региона, да и для самой Грузии». Нестеренко призвал Соединенные Штаты и Украину обратить на это внимание, особенно в свете агрессивно-провокационных действий грузинских военных на границе с молодыми республиками.

Удивительно, как висящий на волоске от полного политического краха Саакашвили не угомонится и все твердит о возврате «утраченных территорий», которые и были потеряны-то по его вине. Конечно, явных намеков на повторение августа-2008-го в словах президента нет. Возможно, у него на уме иной политический сценарий. Например, долгожданное вступление республики в НАТО, где голос Грузии, заручившейся поддержкой стран североатлантического альянса, зазвучит куда громче. Однако сейчас Тбилиси отделяет от заветной цели весомый список требований для получения Плана действий по членству в блоке (ПДЧ), поэтому говорить о принятии страны в альянс преждевременно. Об этом, кстати, 2 апреля прямо сказал спецпредставитель НАТО Джеймс Аппатурай

Любопытно и то, что, продолжая высказываться в таком тоне, Саакашвили сам расшатывает под собой президентское кресло. Едва ли не все оппозиционные силы Грузии сейчас говорят о возобновлении диалога с Россией, Абхазией и Южной Осетией и даже об отказе от членства в НАТО. Вот, в частности, одна из свежих реплик на эту тему:

«К сожалению, действующая власть продала независимость и суверенитет Грузии, для восстановления и возвращения которых требуется борьба и, в первую очередь, объединение политических сил для общих целей, которые основаны на трех принципах, - цитирует «Новый регион» лидера лейбористов Шалву Нателашвили. - Во-первых, необходимо провести в стране справедливые выборы без вмешательства иностранных государств. Во-вторых, Грузия должна начать новую внешнюю политику и не вступать в НАТО. Наконец, должны начаться прямые консультации с тем, чтобы выбрать конкретное лицо или группу лиц для начала диалога с абхазами и осетинами».

Чаяния грузинской оппозиции понятны. Как заявил тот же Андрей Нестеренко, обострение политической борьбы в Грузии - это закономерное проявление того кризиса, в котором страна оказалась после «бесславного провала преступной авантюры официального Тбилиси в Южной Осетии». Более того, представитель российского МИДа выразил уверенность в том, что грузинский народ «обойдется без подсказок со стороны и тем более навязываемых извне сценариев». Сейчас, накануне 9 апреля, крайне важно вспомнить о драматических событиях ноября 2007 года и сделать правильные выводы.

Артем Горбунов