Каха Бендукидзе, стоявший у истоков нынешней экономической политики грузинского правительства, отмечает в интервью "Новой газете" реальные сдвиги не только в социально-экономической ситуации в закавказской республике, но и в правовой сфере.
"Качество жизни улучшилось на 40 процентов, это чувствуют все. На ту же государственную пенсию шесть лет назад можно было купить гораздо меньшее количество продуктов, того же хлеба или мяса, чем сегодня. Победа над коррупцией заключается не в том, что она испарилась полностью, а в том, что ее стало меньше, и если она появляется, то людей виновных сразу наказывают", - рассказал бывший министр.
Корреспондент GeorgiaTimes обсудил эти сдвиги с тбилисским экономистом Сосо Цискаришвили.
"Идеи господина Бендукидзе уже много лет внедряются в грузинскую экономику без всяких препятствий. И пока что плодами этого внедрения пользуются только авторы реформ и их соавторы во власти. Если говорить о либерализме, то можно взять, к примеру, Закон о труде, который либерален только по отношению к хозяевам предприятий, но не к наемным рабочим. Односторонний либерализм, угождающий интересам лишь правящей верхушки и ее клиентелы, оборачивается только бесконечным набиванием их карманов, - посетовал грузинский эксперт. - Вся демагогия господина Бендукидзе становится очевидной, если вспомнить нынешнюю ситуацию на кутаисском заводе "Геркулес". Ведь именно он был сочинителем трудового кодекса, который никак не могут усовершенствовать, несмотря на многократную критику Евросоюза".
Читайте также: Грузины признались Кобалии в нелюбви
Не меньший скепсис у экономиста вызвали и данные, приведенные бывшим министром. "Совершенно непонятно, откуда взялась эта цифра в 40 процентов. 40 процентов от чего? В круг общения Бендукидзе вряд ли входят те, у кого имеются проблемы с уровнем жизни. С народом он предпочитает общаться посредством телевидения - и бесконечно далек от рядовых жителей Грузии. Он вряд ли готов встретиться с ними, поскольку не выдержит того напора вопросов, которые накопились у населения, пока он был министром экономики. Все, что можно было продать, он уже продал, как и обещал. Первым его заявлением после прихода в правительство было: "Надо продать все, кроме совести" - видимо, потому, как показали дальнейшие события, что совесть он продал гораздо раньше, - иронизировал Сосо Цискаришвили. - На смену массовой коррупции пришла элитарная, она стала в стране одним из видов лицензируемого бизнеса. И лицензии эти выдаются на самом высоком уровне. Сам Бендукидзе к этому процессу не допущен, он может только предлагать власти "достойные" кандидатуры. Но население прекрасно видит: то, что раньше было пусть распространенным, но все равно незаконным явлением, теперь фактически узаконено".
Бывший министр экономики, признавшийся, что продолжает - уже на любительском уровне - высказывать свое мнение о дальнейших реформах в стране, считает, что процесс либерализации экономики еще отнюдь не завершен.
"В частности, хорошо бы ликвидировать Центральный банк и создать свободную конкуренцию валют в той или иной форме. Мы очень сильно снизили таможенный тариф (он у нас один из самых низких в мире), и я думаю, что очередным важным шагом было бы свести его к нулю. У нас леса пока находятся в государственной собственности, а это больше половины территории Грузии. Хотя бы часть этих лесов должна оказаться в частной собственности - это очень важно для сохранения их рекреационного и экологического потенциала. Реформы, знаете, такая вещь: начинаешь их делать, а потом обнаруживаешь, что можно продолжать еще, еще и еще", - мечтал Каха Бендукидзе.
Читайте также: Мечтательный министр...экономики
Сосо Цискаришвили полагает, что дело тут не только и не столько в стремлении к благу рядовых граждан закавказской республики: "Все реформы, предлагаемые господином Бендукидзе - не более чем серия спекулятивных операций. Мы помним, как он решал проблемы нашей медицины, предложил программу "100 больниц", которая, как и предполагалось, превратилась в спекуляцию земельными участками в престижных районах Тбилиси и других городов".
При этом, как отметил Сосо Цискаришвили, либерал из Кахи Бендукидзе получается не самый последовательный. "Он, с одной стороны, активно выступает за игнорирование российских интересов в Закавказье, с другой - не менее активно поддерживает российские государственные инвестиции в Грузию, в ее энергетику, телекоммуникации и так далее", - сказал эксперт. По его мнению, ни либерализмом, ни демократией в Сакартвело пока и не пахнет. "Конечно, можно сколько угодно бахвалиться демократией в Грузии с трибуны Генеральной ассамблеи ООН, чем как раз и занимается грузинский президент, предлагая арабским странам свой рецепт построения демократического государства. Но в это время большая часть грузинского населения сама готова перенять опыт арабских стран по отношению к своим деспотическим режимам", - заключил Сосо Цискаришвили.