"Садистским антиингушским сооружением" прозвали Черменский пост ингушские блогеры. Ни один регион России не отгорожен от другого таким бдительным контролем, какой организован на границе Ингушетии с Северной Осетией. За ликвидацию блокпоста выступали не только простые смертные, но и глава и омбудсмен Чечни, а также президент Северной Осетии. Но каждый раз после таких речей высокопоставленных северокавказских чиновников силовики "вдруг" обнаруживают в проезжающей машине взрывчатку, и вопросы о ликвидации КПП отпадают сами собой.
Что лежит за Черменским постом по обе его стороны: Россия или два разных государства? По карте КПП находится на административной границе Ингушетии с Северной Осетией. Но по факту проверяют на нем так же бдительно, как при въезде и выезде из страны. Когда неприятности на этом посту случаются с ингушами, вся Ингушетия негодует на осетин, накаляя межнациональные отношения. Когда задерживают и сажают осетин - зеркально сердится вся Алания. Пост успешно поддерживает конфликт, тлеющий с 1991 года.
Чаще всего под подозрение попадают все-таки ингуши. Хотя из-за них в километровые пробки попадают и путешественники из других регионов России. За "пристрастное" отношение к одной нации этот пост блогеры обозвали "садистским антиингушским сооружением". "Чтобы выехать на авто в Россию или обратно, жителям Ингушетии надо выехать часов в пять утра и отстоять в многокилометровой очереди перед постом, а потом пройти унизительную и бесполезную процедуру неспешного и с пристрастием досмотра осетинского гаишника", - жалуется народ. Имеется еще один путь - через Кабардино-Балкарию, но с такой разбитой дорогой, что есть риск не доехать до места назначения совсем.
Так что кто-то запасается пивком и минералкой "на магарычи" постовым, кто-то готовит наличку, а кто-то терпеливо выстаивает в пробках.
Что характерно, избавиться от блокпоста хотят не только простые смертные, но и люди в руководстве регионов. Чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев полтора года назад пытался оспорить приказ министра внутренних дел республики Северная Осетия-Алания о введении режима сплошного досмотра автотранспорта и регистрации граждан на КПП "Чермен". Ведь этот приказ нарушает права граждан на свободное передвижение через административные границы страны. "На этом посту пассажиры подвергаются унизительной процедуре регистрации. Их высаживают из автотранспорта и вынуждают длительное время стоять в очереди, чтобы отметиться в постовой будке. Для проверки этой информации я лично выезжал на блокпост "Черменский" и был очевидцем, как пассажиры стояли под дождем в очереди на регистрацию", - писал омбудсмен, называя это "приватизацией участка федеральной автодороги".
Читайте также: Северокавказские посты поборов и подвигов
В апреле этого года против блокпоста выступил и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, хотя именно осетины больше всего и переживают по поводу проникновения к ним ваххабитов-экстремистов. "Я категорически выступал за то, чтобы эти посты сняли, потому что они все объезжаются, - заявил он в одном из интервью "Русновости". - Если едут бандюги, они спокойно всегда пройдут мимо всяких постов. Знаете, есть закон Паркинсона: если структура существует, она должна себе придумать функцию. Гаишник стоит, в носу ковыряется. Едет машина. Ему же надо чего-то делать, он - давай, покажи. Как анекдот даже есть. "Открой багажник". Открыл. "Что это?" "Труп". "Да я сам вижу, что труп. А аптечка есть у тебя?" То есть это неистребимая публика, поэтому моя позиция высказана, я об этом и Нургалиеву говорю. Между Кабардой и Пятигорском сняли, и что, разве что-то случилось? Ничего не случилось. Но это выше моих сил. Я об этом говорю и считаю, что люди, которые возмущены этим, они правы".
Но стоило Мамсурову поддержать идею о ликвидации поста, как через пару дней на нем задержали смертниц со взрывным устройством. Как сообщали СМИ, Заира Акаева, которая значилась в ориентировке как возможная смертница, ехала с Залиной Габибулаевой на белом "Мицубиси". Правда, в террористки Заиру записали всего лишь как вдову боевика, а Залина - мать четырех детей - только собиралась выйти замуж за арестанта, подозреваемого в терроризме, но это не важно. Важно, что в автомобиле кинологами и саперами под ковром возле запасного колеса нашли готовое к применению взрывное устройство. Причем с этим грузом женщины, по версии силовиков, проехали уже два поста - дагестано-чеченский и чечено-ингушский. Но только на "славном" КПП "Чермен" их разоружили.
После этого ни о какой ликвидации столь важного "садистского" сооружения не могло быть и речи. Между тем вся эта история с находкой взрывного устройства была хорошо спланирована. Свидетельницей задержания "Мицубиси" случайно стала Патимат Хашагульгова, которая второй год навещает в СИЗО Владикавказа мужа, подозреваемого в пособничестве террористам, и частенько проходит унизительные процедуры на блокпосту "Чермен".
"То, что они останавливают, проверяют - это обыденность. Проблема в том, что на этом посту дорога может быть полностью перекрыта. Попытка объехать этот пост невозможна ни с какой стороны. Людям приходится ехать в другой конец республики, делая крюк, - рассказала она корреспонденту GTimes. - Когда якобы задержали двух смертниц, я там присутствовала. Я ехала во Владикавказ отвезти передачу мужу. Мы простояли несколько минут в неведении. Потом к нам вышли и сказали, что это было недоразумение, досмотр машины с подозрением на бомбу. Я вернулась в Назрань. Через два часа села на такси и попробовала проехать с другой стороны. Оказывается, люди в надежде, что там есть проезд, выстроились там в очередь. Там были автомобили из Баку, Из Кабарды, из Краснодара, Ставрополя. Четыре часа беспредел продолжался. Там были маленькие дети. Представляете, как они плакали. Жара. Пекло. Я уже к назначенному времени во Владикавказ не успевала. В этот момент объявили, что это недоразумение, в машине ничего не оказалось, и всех распустили. Не успела я доехать до дома, как позвонили знакомые и рассказали, что в машине, в которой был досмотр, нашли провода какие-то. Хотя, когда я там стояла, ребята-таксисты следили, чтобы ничего в ту машину не подложили. Никакой эвакуации, как делают, когда нужна безопасная зона, не было. Вот это и вызвало подозрения. А потом по всем сайтам объявили, что задержали смертниц".
Меньше месяца назад против блокпостов на федеральной трассе "Кавказ" выступил глава Чечни Рамзан Кадыров. Они, по его словам, "только портят настроение водителям". "Сегодня поручил начальнику ГАИ ЧР создать на чеченском участке М-29 самые благоприятные условия для транзитных машин и водителей", - сообщил Кадыров в "Твиттере". Пока что реакции силовиков в виде задержания террористов на посту не последовало. Но и блокпосты убирать никто не намерен. И зачем строят северокавказский туристический кластер? Показывать на блокпостах "Кузькину мать"?