В ладу с собой

Дело Мухровани. Без вины виноватые?

Очередное слушание дела по мухрованскому мятежу состоится сегодня. Корреспондент GeorgiaTimes связался с адвокатом подсудимых Гелой Николеишвили за пять минут до начала процесса. По окончании его, Николеишвили обещал сообщить подробности. Пока же адвокат подтвердил, что большинство задержанных признали свою вину. Тридцать четыре человека признали вину полностью. Двое - частично. Пятеро - не признали.

Означает ли это, что военные действительно готовили госпереворот? На этот вопрос адвокат ответил: «Скорее всего, имеет место договор в кулуарах. Исходя из действующего законодательства, было заключено процессуальное соглашение, предусматривающее сотрудничество со следствием». При этом Николеишвили отмечает, что исходя из реалий, очень часто вину на себя берет человек, который не совершал никакого преступления. «Скорее всего, имел место некий договор во время предварительного следствия. Подсудимым пообещали либо сокращение срока наказание, либо освобождение из-под стражи. Исходя из предъявленных обвинений, подсудимым грозит от 25 до 30 лет тюрьмы», - отметил собеседник. По его словам, многим подсудимым инкриминируется не участие в мятеже, а неразглашение информации о нем.

Последует ли после признания подсудимых очередной наезд на оппозицию? Ведь высказывалось мнение, что вся история с мухрованским мятежом направлена на дискредитацию высшего армейского комсостава времен Шеварднадзе, известного в народе как «Клуб генералов». К тому же, многие члены этого клуба дружны с бывшим главой погранполиции Бадри Бицадзе, супругом видного оппозиционного деятеля Нино Бурджанадзе. «Судебный процесс, связанный с мухрованским мятежом, - говорит Гела Николеишвили, - независимо от результатов, не отразится на оппозиционном движении. Никто из задержанных не упоминал лидеров грузинской оппозиции».

А виток противостояния с Россией следует ожидать? Ведь сам президент обвинил в подготовке мятежа Россию. «Пока были допрошены четверо подсудимых, - говорит наш собеседник. - Только один из них сказал, что кто-то из организаторов якобы его уверял, что в будущем деньги пойдут от грузинского бизнесмена Александра Эбралидзе. Никаких фактов, подтверждающих эту информацию у следствия нет».

Николеишвили отметил, что нужно подождать продолжения следствия, чтобы ознакомится с показаниями и предоставленными фактами. Сам Эбралидзе оказался недосягаем. Связаться с ним не удалось. Нужно отметить, что Александр Эбралидзе - таинственная фигура. В последнее время его имя муссируется постоянно. Хотя раньше о его существовании в Грузии мало кто вообще знал. Он заявил о своих президентских амбициях, пообещал восстановить территориальную целостность Грузии. Грузинские СМИ называют его не иначе как «Алик - рынок» за его криминальное прошлое.

Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе 21 мая неожиданно обвинил этого питерского бизнесмена в финансировании мухрованского мятежа. Напомним, 5 мая 2009 года дислоцированный в поселке Мухровани в Восточной Гурзии, объявил о неподчинении властям. Мятеж в Мухровани продлился всего несколько часов. Он завершился после того, как верные руководству Грузии войска окружили базу и развернули на близлежащих высотах артиллерийские установки, включая системы залпового огня «Град». Президент Михаил Саакашвили связался по телефону с командиром батальона полковником Шотой Горгиашвили и пригрозил, что, если батальон в течение часа не сдастся, «артиллерия сметет все с лица земли».

После этого командование батальона приняло решение сложить оружие. Десятки офицеров были арестованы, солдат-контрактников перевели в другие части. Михаил Саакашвили, посетивший расположение батальона, заявил, что «главными идеологами и зачинщиками бунта» были успевшие скрыться два отставных полковника грузинской армии Георгий Криалашвили и Коба Отанадзе, а также командир части спецназначения «Рейнджер», дислоцированной в пригороде Тбилиси, майор Леван Амиридзе. Спустя две недели в ходе спецоперации по задержанию беглецов Георгий Криалашвили был убит, а Коба Отанадзе и Леван Амиридзе - арестованы.

Сначала Михаил Николаевич по традиции обвинил в подготовке мятежа Россию. Есть четкая видеозапись, где мятежники говорят, что рассчитывают на российскую помощь, утверждал Саакашвили. В обращении к гражданам президент заявил, что этот мятеж направлен на срыв учений НАТО и саммита Евросоюза, где должен быть оформлен договор с Тбилиси в рамках проекта ЕС «Восточное партнерство». По словам Саакашвили, как сообщало радио «Эхо Москвы», участие в проекте «Восточное партнерство» дает Грузии соглашение о свободной торговле со всеми странами ЕС, облегчение визового режима, который уже имеют россияне. Кроме того, на территории Грузии будут осуществляться все инфраструктурные проекты Евросоюза. И всего этого якобы пытались лишить грузин мухрованские заговорщики.

Однако уже на следующий день МИД Грузии заявил, что официально грузинская сторона не выступала с утверждениями о причастности России к мятежу. Да и сам Михаил Николаевич дал задний ход: мол, он не располагает подтверждением причастности российских спецслужб к мятежу на военной базе в Мухровани. Оппозиция же сразу назвала мухрованский мятеж спектаклем.

По следам событий военный эксперт Гия Мелитаури в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил: «Очень сомневаюсь, что показания раненых, если они смогут их дать, помогут расследованию в деле о событиях в Мухровани. Пусть даже мятеж и имел место, - отметил собеседник, - общество все равно просто не поверит властям». Мелитаури убежден, что только новое правительство, которое все равно придет к власти, сможет объективно расследовать это дело: «Не для того, чтобы выдвинуть очередные обвинения в адрес Сааквшвили. Ему грехов и так хватает. Необходимо объективно оценить ситуацию в армии». Эксперт полагает, что Саакашвили, который вроде бы так гордится современной армией, на деле постоянно дискредитирует ее. Причем, как отметил Мелитаури, в армии насаждается страх перед правительством, которое превращает ее в политический инструмент

Именно поэтому корреспондент GeorgiaTimes попросил сейчас Мелитаури прокомментировать признание мятежников. «Это, к сожалению, обычное явление, когда люди, находящиеся под следствием, сами себя оговаривают, - сказал в нынешней беседе эксперт. - Грузинское законодательство предусматривает процессуальный договор между государством и обвиняемыми. В таком случае участь обвиняемого облегчается. Большинство из этих людей решили пойти на сотрудничество, а по большому счету, оговорить себя, чтобы получить меньший срок».

В заключение эксперт отметил, что признание обвиняемых нельзя расценивать как победу властей над оппозицией. Это - лишнее подтверждение авторитарности режима в стране. В обществе же накопилось слишком много недовольства, и так называемому признанию мятежников никто не поверит. Что касается обвинений в адрес России, то, по словам собеседника, никаких документальных доказательств не было представлено. Саакашвили сделал подобное заявление один раз то ли в состоянии аффекта, то ли для пущей эффектности своего выступления. Так что расследование мухрованского мятежа, по мнению Мелитаури, не должно стать поводом для очередного витка противостояния с Россией.