В ладу с собой

Выше гор могут быть только риски

Недавно в Грузии при сходе лавины погибло трое российских альпинистов. Летом прошлого года при спуске с горы Ушба сорвались в пропасть двое украинских экстремалов. Эти трагические события заставляют в очередной раз задуматься о безопасности горного туризма, как в Грузии, так и на Кавказе в целом.

Недавно на склоне горы Казбек (Мкинварцвери), второй по высоте в стране, произошла трагедия. Лавина накрыла четырех альпинистов. Чудом выжил лишь один из них. Летом же минувшего года трагедия произошла в Сванетии, на горе Ушба (высота 4690 метров). Четверо украинских альпинистов после покорения вершины спускалась вниз. На высоте примерно 3600 метров оборвался трос. Двое упали в пропасть, а оставшиеся вызвали помощь. Грузинские спасатели очень быстро прибыли, но сразу найти сорвавшихся альпинистов не смогли. Их неподвижно лежащие тела обнаружили на следующий день, но помочь уже ничем было нельзя - упавшие альпинисты разбились насмерть.

Эти трагедии еще раз ставят вопрос о безопасности горного туризма и альпинизма не только в Грузии, но и вообще на Кавказе. Попытаемся разобраться, какие опасности подстерегают туриста в горах.

Начнем с того, что, сделав ставку на развитие туризма в горных районах, грузинские власти в первую очередь начали заботиться о безопасности туристов. Причем о безопасности как от криминала, так и от стихии. В той же Сванетии туристические группы и даже отдельных путешественников первое время "не ленились" сопровождать подразделения полиции. Одновременно в отношении местного населения был устроен настоящий террор с пресловутой "нулевой толерантностью" к преступникам. В горах пересажали тех, у кого были хоть какие-то проблемы с законом, пусть даже самые несущественные. Также у людей массово отобрали не только боевое, но и охотничье оружие. а охота - значительное подспорье в жизни горцев. Тех, у кого обнаруживали неучтенный "ствол", ждал приговор: лучшем случае условный срок, в худшем - отсидка. В итоге в горах случаи воровства, грабежей и вымогательства по отношению к туристам отсутствуют как явление - правда, ценой немыслимого прежде давления и запугивания населения со стороны правоохранительных органов. Однако заставить природу слушаться оказалось не так просто, как местных жителей.

Подготовка грузинских горных спасательных служб проходила на самом высоком уровне. В ней участвовали французские специалисты, имеющие постоянный опыт и практику спасения альпинистов и путешественников в французских Альпах. Грузинских спасателей строго экзаменовали, после чего они получали сертификаты международного уровня. Все это было сделано для того, чтобы вызвать у иностранных туристов чувство уверенности в безопасности грузинских гор. Службы спасателей в Сванетии, Душетском и Степанцминдском (Казбегском) районах постоянно находятся в состоянии повышенной готовности. Они оснащены всем необходимым оборудованием и техникой и могут оперативно реагировать на любые сообщения и вызовы. Кроме того, они настоятельно рекомендуют туристам и альпинистам заранее сообщать о запланированных маршрутах.

Но наличие подготовленных спасателей - это не самое главное. Главные факторы - это осторожность самих альпинистов и непредсказуемость стихии. "Проблем с горными спасателями у нас нет. Проблема в другом: природа, лавины и снегопады от спасателей не зависят, - рассказывает уроженец Сванетии Давид Субелиани. - Погода в горах может измениться в любой момент. Точно сказать, где путешественнику будет опасно идти через час-два, нельзя. Есть, конечно, легкие маршруты, но туристы-экстремалы и альпинисты каждый раз хотят чего-нибудь нового, хотят быть первопроходцами. И за это их судить нельзя. Они в Грузию едут именно за острыми ощущениями, заставить их ходить по проторенным тропам невозможно. И они лезут на незнакомые склоны. Пока у нас туристов мало - мало и нечастых случаев. А если путешественников будет больше, будет больше и жертв. С горами шутить нельзя, но даже опытный человек не застрахован от случайностей".

"Что же касается символа Сванетии, горы Ушба, то она считается одной из самых опасных в мире вершин для альпинистов, - продолжает Субелиани. - На Кавказе это вообще самая сложная и опасная гора. Хотя Ушба и не очень высокая - меньше 4700 метров, Эльбрус и Шхара намного выше. Еще в советские времена на Ушбе погибли десятки людей. Но именно своей опасностью Ушба и тянет к себе альпинистов со всего мира".

То, что горы непредсказуемы, подтверждают многие истории, хотя бы гибель группы Сергея Бодрова в Северной Осетии. Изначально ничто не предвещало трагедии, стояла теплая погода, а Кармадонская долина была хорошо знакома жителям Владикавказа и окрестных сел. Ледник Колка, "висевший" десятилетия, сорвался именно в тот момент, когда шли киносъемки. Огромная лавина из льда, воды и камней понеслась вниз по ущелью и "накрыла" лагерь съемочной группы. Все, кто находился в ущелье, погибли.

Так или иначе, но к горам нужно относиться серьезно, даже к безобидным и "мирным" на первый взгляд пейзажам. Особенно на Кавказе, в незнакомой местности и вдалеке от человеческого жилья. Были случаи, когда туристы гибли из-за того, что в результате прошедшего в верховьях дождя ручеек, на берегу которого они поставили палатку, за считанные минуты превращался в бурящий грязекаменный поток, сносящий все на своем пути. Точно так же на запорошенном пушистым снежком склоне в любой момент может сойти смертоносная лавина. И сложность состоит в том, что с ростом потока туристов в той же пропорции увеличивается количество людей, которые лезут горы без должного опыта и подготовки. А те, которые имеют опыт и подготовку, выбирают заведомо рискованные и опасные маршруты. Таким образом, работы службам горных спасателей в Грузии в ближайшие годы неизбежно прибавится.

Владимир Цхведиани