Мужчина и женщина

К ингушским блогерам с приветом

Помощник омбудсмена Чечни Хамзат Умхаев заступился за право чеченского спикера Дукваху Абдурахманова на доброкачественные подарки. Ингушские блогеры обещали бандеролями выслать политику землю, чтобы отбить у него охоту ссорить вайнахов на почве территориальных претензий. Но Умханов счел, что дар-то - краденый, ибо сунженские и малгобекские земли принадлежали орстхойцам - предкам чеченцев. Но вот незадача: ингуши родословную тоже ведут от орстохоевцев. Сказано, один народ, один корень, одна земля.

Акция «Одарим Дукваху Абдурахманова ингушской землей», похоже, сорвалась. Идея завалить чеченского спикера бандеролями за его едкие речи в адрес ингушей им пришлась по сердцу. Однако ее автор - Мусса Бекмурзиев - удалил свой пост с призывом слать посылки и заявил корреспонденту GTimes, что все разговоры на эту тему лишь подливают масла в огонь межнационального спора. А этого ингушский блогер совсем не хотел.

Читайте также: Бандероль для чеченского спикера

Тем не менее, в Чечне инициатива не осталась незамеченной. На защиту потребительских прав Абдурахманова встал помощник уполномоченного по правам человека в Чечне Хамзат Умхаев. Он разослал по СМИ письмо под заглавием «Флеш-моб краденым». Для начала помощник омбудсмена попрекнул главу Ингушетии почти гайдаевским "Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?!". Подарил Евкуров, мол «своим западным соседям (читай - осетинам) целый ингушский район (читай - Пригородный), являющийся колыбелью ингушского народа».

А потом Умхаев упрекнул и Бекмурзиева за подражание «дурному примеру». «По всей видимости, данный блогер является крупным ингушским землевладельцем, раз по собственному желанию может одаривать ингушской землей кого захочет», - язвит автор письма. «Но вот незадача, выясняется, что Мусса Бекмурзиев, по примеру одного из местных бизнесменов, подарившего патриарху чеченской литературы Абузару Айдамирову краденого коня, хочет «одарить» Дукваху Абдурахманова совсем не ингушской землей с Эгикала, Хамхи и Таргима (хотел назвать в этом ряду еще и Пригородный район, но он уже подарен осетинам), а орстхойской землей Сунженского и Малгобекского районов. По какому праву?», - вопрошает помощник омбудсмена.

И объясняет, что «орстхойцы являются одним из основных коренных племен чеченского народа, героически воевавшее вместе со всем чеченским народом за свою свободу и независимость вплоть до окончания Кавказской войны». А потому-де «земли Сунженского и северо-восточной части Малгобекского районов» итак чеченские.

Но, как выражается сам Ухаев, «вот незадача»: орстохойцы или орстохоевцы такие же предки чеченцев, как и ингушей. В одном из интервью GTimes ингушский историк Руслан Албаков-Мяршхи объяснял различия между происхождением двух вайнахских народов тем, что ингуши жили на своей территории изначально, а чеченцы - это лишь примесь кочевников к нахам. «Остатки кочевых племен (ногайцев, кумыков) со стороны нынешней территории Чечни добровольно ассимилировались с ингушами, под которыми я подразумеваю нахские племена (это орстхоевцы галгаевцы, датыхцы и другие). Все они расселялись ближе к Дагестану через реку Ассу, где сейчас Карабулак, Орджоникидзевская».

Конечно, такая версия автохтонности ингушей и вторичности чеченцев самим нохчи не нравится, а потому они исповедуют веру в собственную кровную связь с орстхойцами. Эта этническая группа ныне уже практически исчезла, а вот в XVIII веке была самой сильной из вайнахов и, как пишет «Википедия», образовала центральной части Северного Кавказа военно-политический союз - Орстхой. Во время Кавказской войны эта народность была самой непримиримой к царским порядкам, а потому частично была истреблена, частично эмигрировала. Так что воевавшие с Россией все 90-е годы минувшего века чеченцы считают себя более близкими по духу к орстхойцам, чем ингуши.

У чеченцев существует понятие тукхума Орстхой, который был обозначен в одной из 9 звезд на гербе самопровозглашенной Республики Ичкерия в качество одного из главных объединений тайпов. А у ингушей Орстхой считается одним из 12 шахаров - объединений тейпов, из которых возникла ингушская нация.

Есть еще, правда, гипотеза доктора исторических наук Шарпудина Ахмадова, согласно которой орстхойцы - не чеченцы и не ингуши. Но не отдавать же Малгобек и сунженские берега вообще неизвестно кому?

Поэтому для умиротворения нынешнего чечено-ингушского территориального спора гораздо больше подходит нейтральная версия о том, что орстхойцы на востоке своих земель формировали чеченцев, а на западе - ингушей. В этом случае все становится на свои места. Предки у чеченцев и ингушей - общие, как у русских, белорусов и украинцев. Ну а раз вайнахские этносы имеют одни корни, то как можно спорить о питающей их земле? Она тоже - общая, не краденная. Только у чеченцев есть Рамзан Кадыров с Дуквахой Абдурахмановым, а у ингушей - Юнус-Бек Евкуров с блогерами - вот и вся причина разгоревшихся между братскими народами баталий.

Фото Аслана Оздоева