Родители и дети

Грузинская Фемида открывает глаза

Вчера вышел на свободу "личный заложник Михаила Саакашвили" - генерал Тамаз Тамазашвили. Из трех с половиной лет своего срока он отсидел год без одного дня. Этот один день он получил от патриарха Грузии, по инициативе которого все узники страны выйдут на свободу на один день раньше положенного. Перед Глданской тюрьмой № 8 генерала ожидали десятки друзей, бывших сотрудников и члены семьи. Сторонник победившей на парламентских выборах коалиции "Грузинская мечта" первым делом взял на руки своего внука.

10 октября после годового заключения был освобождён генерал в отставке Тамаз Тамазашвили. Сам себя он никогда не считал виновным. И сейчас заявляет, что его в тюрьме держали незаконно. Его обвиняли в сговоре с Ладо Бедукадзе, имя которого фигурировало в деле о пытках в Глданской тюрьме, где и отбывал свой срок Тамазашвили. Год назад ему подкинули ржавый автомат и наркотики и осудили на 3 года и 6 месяцев за незаконное ношение оружия и хранение запрещенных препаратов. Но на деле его обвиняли в том, что он якобы "отдаёт в тюрьме приказы и совершает опасные сделки".

По заявлению кандидата в министры внутренних дел Ираклия Гарибашвили, Тамазашвили являлся личным заложником президента Михаила Саакашвили. Он считает, что, связывая видеоматериал с пытками заключённых с именем генерала, действующая власть пыталась оправдать его незаконный арест. Надо отметить, что Тамазашвили приходится тестем будущему министру МВД Грузии. Как утверждает Гарибашвили, его тесть верой и правдой служил своей стране в течение 25 лет, а последние 8 был в отставке. "Если он представлял такую серьёзную опасность для общества, то почему его не задерживали в течение последних 8 лет, и почему указанный арест совпал с появлением на политической арене лидера "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили?" - задается вопросом Гарибашвили.

Читайте также: Грузия: кому Родина, кому регион постсоветского пространства

Малхаз Рогава, один из адвокатов Тамазашвили, заявляет, что освобождение его подопечного произошло по инициативе прокуратуры. Во время заседания верховного суда прокурор неожиданно обратился к верховному судье с просьбой сократить срок Тамазашвили до года. И получил добро.

В обществе к освобождению генерала отнеслись неоднозначно. "В этой же тюрьме 41 политзаключённый. Конечно, это хорошо, что хотя бы одного выпустили, но почему надо обязательно выбирать, кого выпускать, а кого нет?" - возмущается правозащитница Элисо Киладзе.

Особую роль сыграло родство Тамазашвили и Гарибашвили. Сам Бидзина Иванишвили накануне выборов в парламент, выступая в Телави, в Кахети, пообещал, что освободит Тамазашвили из заключения. Он своё слово сдержал. Но как быть с остальными политзаключёнными?

"Патриоты Грузии" считают, что прокуратура выдвинула предложение об освобождении Тамазашвили именно с целью вызвать недовольство и возмущение в обществе. Некоторые считают, что Тамазашвили - человек, который сражался на передовой и грудью защищал соратников от пуль - сам не должен был соглашаться с досрочным освобождением, пока сидят арестованные 26 мая. Все ожидали, что первыми в списке освобождённых будут именно они. И это было бы справедливо. Бидзина Иванишвили и его окружение не могли не понимать этого. Так что теперь стоит ожидать публичных требований освободить всех остальных, кто незаконно сидит в тюрьмах Грузии по тем же или похожим статьям, что и Тамазашвили. Удовлетворение властями этих требований будет ещё одним наглядным примером демократии.

Читайте также: Грузинский веник для нацменьшинств

Нино Бурджанадзе считает, что в течение ближайших полутора-двух месяцев в Грузии не останется политических заключённых. После победы оппозиционных сил на парламентских выборах она, вместе с партией "Народное собрание", обратилась к господину Иванишвили с просьбой о немедленном освобождении незаконно осужденных. И предложила схему, по которой это возможно сделать. Отметим, что 40 из 119 политических заключённых Грузии - члены партии Бурджанадзе.

Тем не менее Тамазашвили на свободе. И своё освобождение считает высшим проявлением справедливости. "Я абсолютно не считаю себя виновным, - говорит он в интервью журналистам, собравшимся перед Глданской тюрьмой. - Мне подбросили автомат и наркотики и обвинили в незаконном приобретении и ношении оружия. Все знают, как была пропиарена эта история. Всё это ложь. Люди, которые это сделали, сами замешаны в подобного рода преступлениях. Никогда не сотрудничал с Бедукадзе. Вообще ничего общего с воровским миром не имею".

Среди ожидающих Тамазашвили - друзья, соратники и бывшие сотрудники. Они стояли перед зданием тюрьмы с самого утра. Один из них - бывший сотрудник Сосо Абуладзе. "Я буду до вечера стоять и ждать его потому, что очень его уважаю, да и вся Грузия его любит. Все, кто с ним работал, все его любят. В Абхазии когда мы сражались, он всегда стоял на передовой, защищал нас своей грудью, чтобы первая пуля попала в него, а не в нас".

"Мы вместе учились и работали, и я уверяю вас, что он абсолютно не виновен", - говорит его друг Гиорги Кванталиани.