В ладу с собой

Парламентарии выясняют: оппозиции платят в рублях или евро?

Леван Гачечиладзе воздержался от конкретизации деталей своего путешествия. «Власти должны понять: да, я уезжал на поиск денег. Как бы это ни назвали, я знаю, что перед своей страной я честен. Настанет время, скажу, куда я ездил и с кем встречался. Я приехал с довольно оптимистичным обещанием. Нам нужны деньги для нашей победы и для продолжения нашего движения», - цитирует Civil.ge обращение Гачечиладзе к собравшимся перед парламентом на проспекте Руставели. Он добавил: «Я глубоко убежден, что эти деньги нас очень скоро догонят, и мы предложим новые стратегические и тактические элементы, как продолжить нашу борьбу».

Сегодняшнее Бюро парламента было полностью посвящено вопросу финансов оппозиции. Оно и понятно. Пошел третий месяц митингов и протестов, деньги у оппонентов вроде как должны закончиться и весь их протест должен был сдуться, как воздушный шарик. Даже фирменный бизнес оппозиционный под откос пустили - закрыли производство клеток-камер, которыми оппозиция забаррикадировала половину столицы. И впрямь, к лету накал протеста медленно, но верно, стал убывать. Однако оппозиции удалось вновь раздобыть денег. Причем не в России, на которую и так валят все грехи, а явно в Европе. Гачечиладзе-то совершал турне по Европе.

Представители правящего парламентского большинства Георгий Габашвили и Шота Малашхия заявили, что намерены разобраться: «не сомнительные ли это деньги, и не из России ли их получит оппозиция». Хотя деятели грузинской оппозиции не раз говорили, что не имеют «порочащих связей» с Россией и, конечно, не получают оттуда денег.

Весь понедельник, а он, как известно, традиционно день тяжелый, парламентарии пытались определить истоки финансирования оппозиции. Спикер парламента Давид Бакрадзе потребовал у непримиримых разъяснений - откуда деньги? «Согласно закону, политическим партиям запрещается получать иностранное финансирование. Поэтому в прошлом году мы приняли решение о максимальном финансировании политических сил из бюджета», - цитирует GHN Бакрадзе.

За непарламентских единомышленников вступился вице-спикер парламента Леван Вепхвадзе, представляющий «Христиан-демократическую партию». По его словам, поиск финансирования за рубежом обусловлен тем, что власти страны осуществляют давление на бизнес, дабы грузинские предприниматели не финансировали оппозиционеров.

Парламентское большинство за словом в карман не полезло. Как заявил генсек правящего «Единого национального движения» Зураб Меликишвили, «бизнес финансирует стабильность, а не конкретные оппозиционные партии, и естественно они не будут финансировать ту политическую силу, которая ориентирована на создание в стране дестабилизации». Власти неоднократно возлагали на оппозицию вину в усугублении экономического кризиса: мол, если бы не акции протеста, то кризиса могло бы и не быть.

В ответ Вепхвадзе напомнил представителям большинства скандальный факт: в ходе прошлогодних парламентских выборов 12 политических партий из 13 потратили всего 1 миллионов лари, тогда как одно правящее «Единое национальное движение» потратило 12 миллионов. Однако, как сообщает GHN, председатель парламентского комитета по образованию, науке и культуре Георгий Габашвили опять вернулся к теме дискуссии, заявив, что оппозиция все-таки по закону не имеет права получать деньги из-за рубежа. Правда, в течение ряда лет сами депутаты получали существенную добавку к жалованью от Фонда Сороса. Но парламентарии, подобно жене Цезаря, вне подозрений.

Сейчас Георгий Габашвили утверждает: «Наш вопрос является совершенно легитимным, и мы должны знать, что это за деньги и на что они будут потрачены. И требуется конкретный ответ на этот вопрос». По его словам, увеличив финансирование политических партий, правительство Грузии якобы распространило это решение на все политические силы. Возможно, парламентское большинство само хочет выделять средства на определенное количество митингов и клеток-камер? Поскольку такое вряд ли возможно, правящая партия предпочитает винить во всех бедах Россию.

Так, в конце минувшей недели руководитель департамента разведки Грузии Гела Бежуашвили заявил, что располагает данными о связях части политического спектра Грузии с Россией. При этом он отметил, что «целью России является свержение властей, избранных в Грузии, а так же назначение режима, который будет подконтролен России». Правда, конкретных фактов главный разведчик так и не представил. Впрочем, деньги, неизвестно откуда добытые оппозицией, это, по мнению правящего большинства, - самый вопиющий факт.

Ведь добыть деньги в период кризиса - не просто. Даже МВФ отложил обсуждение вопроса о выделении Грузии очередного транша. Не отказали, просто перенесли дату рассмотрения вопроса по финансированию на более поздний срок. Так что вопрос денег стал для грузинских политиков самым важным.

Напрашивается в этой связи последний вопрос. Если деньги для оппозиции и впрямь окажутся не рублями, а евро, правящее большинство наградит европейцев такими же эпитетами, что адресовало и России?