В ладу с собой

Образцово-показательные дебаты

Основные посылы выступления президента стали известны еще до начала дебатов благодаря публикации интервью и анализа подготавливаемой речи Михаила Саакашвили в издании The Wall Street Journal. Хотя часть публикации ее персонаж на следующий день опроверг, то, что касалось новых предложений по дальнейшей демократизации страны, действительно прозвучало в парламенте.

Главный вопрос на грузинской повестке дня - требование новых выборов. Оппозиция хотела переизбрать президента. Он уходить не желал, и предложил компромиссное решение. Да, перевыборы. Но на местах, на уровне самоуправления. И не сейчас, а весной следующего года - на несколько месяцев раньше задуманного. Кроме того, президент согласился на прямые выборы мэров и переизбрание городского собрания - сакребуло. А чтобы местные выборы прошли безупречно и ни у кого не вызвали претензий, президент предложил укомплектовать новую Центральную избирательную комиссию и завершить этот процесс до конца текущего года, а также утвердить новый избирательный кодекс. Все это в течение весны не раз выносилось на публичное обсуждение. Парламентская оппозиция давно уже благосклонно восприняла эти уступки, а радикалы на полумеры так и не согласились. Президент же в очередной раз заявил, что досрочно уходить в отставку не собирается: «Я уйду с поста в 2013 году, когда закончится мой срок, и передам власть народу».

Второе требование, выдвигаемое во время трехмесячных акций протеста, касалось деятельности средств массовой информации. Вещающие на всю страну общественно-политические каналы находятся под полным контролем правительства. А частные грузинские телекомпании «Кавкасия» и «Маэстро», которые транслируют альтернативную точку зрения, имеют ограниченный ареал. Это было отмечено даже международными правозащитными организациями. И вот Михаил Саакашвили пообещал предоставить возможность всем телевизионным СМИ вещать через спутник.

Президент также пообещал изменить политику редакции Общественного телевидения, сменив состав попечительского совета компании. В частности, он выступил за то, чтобы в попечительском совете, который состоит из девяти человек, по четыре места было предоставлено представителям власти и оппозиции, а одно - представителю гражданского сектора. Естественно в совет дозволят пройти лишь проверенным людям, вроде прикормленных парламентских критиков от меньшинства. Кстати, еще перед дебатами стало известно, что гендиректор Общественного ТВ Грузии Леван Кубанеишвили покинул свой пост. На замещение вакантной должности объявлен конкурс.

В выступлении перед парламентом Саакашвили заявил о недопустимости давления на журналистов, которое оказала радикальная оппозиция, выстраиваясь в коридоры позора у здания Общественного телевидения и подравшись с одним из обозревателей .

Встал президент и на защиту судей. Он пообещал инициировать конкретный законопроект, который даст судье право наказания любого гражданина, вплоть до представителя правительства, если тот попытается оказать на него давление. Уже в сентябре законопроект должен быть представлен парламенту. Но решит ли он проблему, если порочны не только судьи, но и сами законы?

Взять тот же набивший оскомину закон об ужесточении правил проведения собраний и манифестаций. Христиан-демократы не удержались, и попросили таки президента наложить на него вето. По мнению Левана Вепхвадзе, закон нужно дать на рассмотрение Венецианской комиссии, а потом вернуть в парламент и доработать с учетом замечаний международных юристов. Еще один представитель христиан-демократов, Георгий Ахвледиани считает, что этот закон свидетельствует о неспособности властей урегулировать политический кризис в стране.

А вот Михаил Николаевич так совсем не думает. Он опроверг обвинения в антидемократичности принятых парламентом поправок в законы «О собраниях и манифестациях», «О полиции» и Кодекс административных правонарушений. По мнению главы государства, они «служат защите общества». В том числе, и от неугодных правительству активистов.

Как досадили уже главе государства Гачечиладзе, Бурджанадзе, Беселия и иже с ними можно было понять по реплике о том, что с ними бесполезно вести переговоры. «Мы за диалог, но не только с меньшинством, которое вышло на улицы, а и с тем большинством, которое продолжает работать в поте лица, чтобы прокормить семью, которое не кричит о своих проблемах, не перекрывает дороги, но заслуживает того, чтобы его выслушали», - демагогически заявил Саакашвили. При этом он смиренно согласился, что власть сейчас далека от народа, и поддержал парламентскую инициативу перенести часть заседаний в Кутаиси.

«Это даст парламенту возможность контроля исполнительной власти как в Тбилиси, так и в регионах. Кутаиси - географический центр Грузии, и депутаты смогут поддерживать более тесные связи с регионами, что очень важно», - сказал он.

Попробовали было заикнуться христиан-демократы о социально незащищенных грузинах и неудаче программы дешевого страхования, как Саакашвили представил свое оптимистическое видение ситуации. «Программа страхования не сорвалась», - сказал он, отметив, что задержка в развитии программы произошла из-за действий оппозиции. По его словам, страхование уже прошли около 100 тысяч человек и число желающих присоединиться растет с каждым днем. Также президент не согласился с упреками в адрес системы здравоохранения. Он сообщил, что программа «100 новых больниц» успешно продолжается, и в ближайшие два года у Грузии будет 30 новых больниц, из которых половину выразила готовность построить израильская сторона.

Еще одним пунктом выступления стали отношения с Россией. Тут Саакашвили сорвался на режиссеров, поэтов, общественников и церковнослужителей, которые пытаются наладить контакт с северной державой через народную дипломатию. «Мы, конечно, хотим, чтобы народы Грузии и России были близки друг другу, чтобы недоверие и вражда между двумя странами пропала, но это не произойдет путем продолжительного и порой бессмысленного разговора об единоверстве, путем разговора о диалоге культур», - подчеркнул президент. Примирение, по его словам, возможно только после так называемой деоккупации Абхазии и Южной Осетии. А значит - никогда.

Сам Саакашвили доволен дебатами в парламенте. «Может быть, сегодня Грузия несовершенна как демократическое государство, но она смогла вести политический диалог без насилия», - сказал он. Между тем, у дверей парламента во время дебатов были задержаны 13 участников митинга в поддержку политзаключенных и против изменения закона о манифестациях.

Впрочем, в речи Саакашвиил было немало дельных предложений. И как отметил в интервью «Русской линии» грузинский дипломат, член Президиума Ассамблеи народов Грузии Петр Чхеидзе, слушать это было приятно. «Но верить Саакашвили - бессмысленно. Результаты его политики мы уже видим на протяжении пяти лет - все, что им обещается, ничего из этого не выполняется. Народ в ужасном положении, социальные вопросы не решаются, людям буквально нечего есть, они не могут содержать свои семьи, воспитывать детей. А мы все слышим какие-то заявления и обещания Саакашвили», - высказал он общее мнение об услышанном.

Впрочем грузинскому народу осталось терпеть недолго. Вице-президент США Джо Байден уже на пороге. И как отмечает российская газета «КоммерсантЪ», цель его турне на Украину и в Грузию - подготовить предстоящую смену власти в обеих республиках, присмотреться к вероятным преемникам президентов и убедить последних тихо уйти.