Патрульная полиция Грузии пользуется у сограждан доверием. Она приезжает по вызову буквально через две минуты. И у нее - отнюдь не только карательные функции. Случись, к примеру, неполадка в машине - помогут исправить, ЧП на дороге - помогут разобраться. Добились таких изменений во многом благодаря радикальному подходу. В 2004 году уволили более 32 тысяч милиционеров, на их место взяли молодых ребят, которым дали одну из самых высоких в стране зарплат. Больше - лишь у депутатов и высокопоставленных чиновников. Если средняя зарплата в Грузии эквивалентна 200-300 долларам (еще надо найти такую работу!), то патрульные полицейские получают от 700 до 2 тысяч лари (от 450 до 1200 долларов!). Поэтому и взяток не берут - очень дорожат работой.
Как-то я была свидетельницей любопытного случая. Нас за небольшое нарушение остановил дорожный патруль. За рулем был человек известный, участник многочисленным теледебатов, в лицо узнаваемый. Но его популярность не стала поводом для снисхождения. Выписали квитанцию и предупредили, что должен оплатить ее в течение трех дней в банке. И вот с начала реформ прошло пять лет.
Во время моего нынешнего посещения Тбилиси также произошел интересный случай на дороге. Полицейский патруль остановили нас поздно вечером на руставской трассе. Полицейский представился и попросил документы. Все чин-чином. Мой грузинский друг успел меня заверить, что это, мол, обычная проверка. Но полицейский тут же заявил, что водитель пьян. Поскольку весь день мы со спутником провели вместе и выпили лишь пакет сока, то возмущению нашему не было предела. Полицейский же невозмутимо настаивал на том, что необходимо оплатить штраф, или он отберет права.
Для иллюстрации своей правоты патрульный достал из кармана прибор алкотеста и предложил моему спутнику дунуть в трубку. К нашему изумлению, прибор издал характерный писк, указывающий на наличие алкоголя в организме, и зажглась лампочка индикатора. Тут-то и произошла сцена, которая до сих пор стоит у меня перед глазами. Жаль, не было видеокамеры для съемки - прославилась бы!
Представьте: разговор перешел в крик. Полицейский и мой спутник жестикулировали руками, каждый доказывал свою правоту. Когда крик на секунду прервался, поступило компромиссное предложение: пусть полицейский для доказательства исправности прибора сам дунет в трубку. Если прибор исправен и не «заверещит» по-алкогольному, то так и быть, уплатим штраф. Следует отдать должное служителю правопорядка: на пари он согласился поучаствовать в эксперименте. Прибор, однако, оказался на нашей стороне и засвидетельствовал наличие алкоголя у самого полицейского!
Пришлось полиции приносить извинения. На радостях, мы благодушно пошутили, что, так и быть, не будем докладывать в участок, что на трассе стоит пьяный патруль... Расстались на дружеской ноте, пожелав друг другу «Спокойной ночи».
Тем не менее, как я позже выяснила у тбилисских друзей, наш случай - вовсе не исключение. С недавних пор полицейские стали получать бонусы в зависимости от количества штрафов. И вот реформа начинает давать сбой. Знает ли о нововведениях всемогущий глава полицейского ведомства? Или, может быть, кризис виноват, и для пополнения казны решили пожертвовать удавшейся было реформой? Конечно, до пузатых милиционеров прошлых лет нынешним грузинским полицейским пока далеко. Но факт остается фактом: внедрять европейские стандарты на Кавказе - ой, как непросто. А живот - дело ниживное.
Как пишет «Новый регион», автовладельцы оказалась под прицелом не только у полицейских. Дело в том, что парк автомашин грузинской столицы, за последние несколько лет многократно увеличился. По некоторым оценкам, сейчас по улицам города передвигается более полумиллиона машин. Мода на собственное авто, невысокие цены на поддержанные автомобили, а также доступность авто-кредитования быстро привели к пробкам на дорогах и проблемам с парковкой. Это проблема не ускользнула от наблюдательного взора команды столичного градоначальника Георгия (Гиги) Угулава.
Логика проста - если есть автомобиль, который ездит по городу, то это значит, что у человека «бабки водятся». А они сейчас властям, очень нужны, так что были запущены разные схемы отъема денег у населения. Штрафуют автовладельцев поэтому только так. В качестве примера автор приводит деятельность израильской компании ООО «Амагон Шохар Паркинг Сервис» (Amagon Shokhar Parking Service LTD), которая получила эксклюзивное право управления парковкой в масштабе всего города.
Новые партнеры тбилисской мэрии обошлись минимальными инвестициями в бизнес - никаких новых парковок, никакой разъяснительной информационной кампании в масс-медиа. Ситуация такова: парковочных мест в городе гораздо меньше, нежели желающих припарковаться. Поэтому «работа» сводится к одному - подходишь и выписываешь штраф в 10 лари (около 6 долларов). Не заплатил - еще лучше: через 30 дней к старому штрафу добавиться новый - в 150 лари (90 долларов). Чем не бизнес!? Старорежимные гаишники могли бы позавидовать такой «непыльной работе» - отправился в деловой центр города и штрафуй себе направо и налево. Припарковался в неотведенном месте у бизнес-центра, жилого дома, банка, отеля - не важно работаешь ты там, или живешь - плати. Часть средств от штрафов поступает в городскую казну. Вот оно - сотрудничество бизнеса и государства!
А пока тбилисцы с горечью шутят, что получаются почти по афоризму: перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться. Это относится и к дорожной полиции, которая за последние годы успела завоевать доверие людей, стала гордостью как правительства Грузии, так и жителей страны.