В ладу с собой

Грузинский взгляд на армяно-турецкое сближение

Цюрихские протоколы, подписанные в субботу Арменией и Турцией, снова заставили задуматься о роли Грузии на Южном Кавказе.

Пока что, поддерживая дружеские отношения с обеими странами по отдельности, Тбилиси извлекает экономическую выгоду из их взаимной неприязни. Торговля между соседними Арменией и Турцией ведется через территорию Грузии, причем для армянских грузов транзитная плата в полтора раза больше, чем для азербайджанских. Через Грузию строится железнодорожная ветка из Азербайджана в Турцию в обход Армении.

Как только откроется турецко-армянская граница, Тбилиси потеряет часть экономических преимуществ. Более того, страна перестанет интересовать США, считает грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.

«Потепление турецко-армянских отношений - американский проект, который подразумевал замену Грузии Арменией», - заявил он.

По словам Арешидзе, после августовской войны Грузия стала считаться нестабильной страной. И США переключили свое внимание на Армению, которую они хотят вывести из-под российского влияния.

Доклад миссии Тальявини о том, что Михаил Саакашвили первым напал на Южную Осетию, пусть даже поддавшись на провокации, поможет Вашингтону отвернуться от Грузии, считает швейцарское издание International Relations and Security Network (ISN). Выводы исследователей, отмечается в статье, станут «дополнительной причиной, чтобы поставить Грузию на более скромное (и подходящее ей) место в американской внешней политике, сняв ее с пьедестала, который она раньше занимала».

С политической точки зрения, после подписания армяно-турецких протоколов на Кавказе усилится влияние Турции, за спиной которой сейчас стоят заинтересованные лица из Вашингтона. С одной стороны, Анкара и Тбилиси не являются врагами или конкурентами.

С другой - Турция имеет специфический опыт на Северном Кипре в территориальных конфликтах, и вряд ли будет способствовать возвращению Южной Осетии и Абхазии в состав Сакартвело. Чем обернутся предложенные ею «кавказская платформа» или «кавказская конфедерация», предугадать трудно. Может быть, такая форма устройства для Грузии не только не сплотит страну, а, напротив, поможет отколоться пока еще подчиняющейся ей Аджарии.

Кроме того, Турция - страна мусульманская, и усиление исламского фактора в регионе вряд ли обрадует православную Грузию.

Что касается положительных последствий примирения Анкары и Еревана, то грузинский политолог Паата Закареишвили считает, что оно увеличит шансы Грузии на вступление в Евросоюз.

«Решением о восстановлении отношений с Арменией Турция поспособствовала продвижению Грузии в эту организацию. Если Турция не войдет в организацию, то шансы вступления нашей страны - минимальны», - заявил Закареишвили и выразил уверенность в том, после принятия Турции в Евросоюз, к организации присоединится и Грузия.

Закареишвили надеется, что восстановление турецко-армянских отношений изменит к лучшему ситуацию в регионе и «существенно снизится напряженность».

Менее радужные ожидания у эксперта Сосо Цискаришвили. В интервью агентству «ЭкспрессНьюс» он заявил, что Грузии следует держать ухо востро. «Интеллектуальный потенциал Грузии постоянно должен быть включен в текущие на Кавказе процессы, чтобы мы не стали похожи на попавшего в театр безбилетного зрителя, которому приходится искать себе место», - отметил он.

Цискаришвили подчеркнул, что решение армянских властей пойти на подписание соглашений с Турцией не поддержано народом и пока не ратифицировано парламентом. А путь единоличных решений параллельно с «милитаризацией сознания общества», как показал опыт Грузии прошлого года, ни к чему хорошему не приводит.

Официальный Тбилиси до сих пор не выразил свого отношения к подписанию договоров между Арменией и Турцией.

Россия, как заявил глава российского МИД Сергей Лавров, искренне рада сближению Анкары и Еревана.

Азербайджан расстроен. «Нормализация отношений между Турцией и Арменией до вывода войск Армении с оккупированных азербайджанских территорий входит в прямое противоречие с интересами Азербайджана и наводит тень на опирающийся на исторические корни дух братских отношений между Азербайджаном и Турцией», - отмечает МИД страны.

Сами подписанты - министры иностранных дел Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу - сразу не стали комментировать цюрихское событие. Более того, подписание договоренностей чуть было не сорвалось.

Раздражение армянской делегации вызвало то, что турок Давутоглу упомянул Нагорный Карабах, а турецкой стороне не понравилась реплика Налбандова о геноциде армян 1915 года. Примирить их смогла только находящаяся в Цюрихе госсекретарь США Хиллари Клинтон. А Налбандяну, как пишут СМИ, российский коллега Сергей Лавров прислал записку со словами «Эдвард! Соглашайся на церемонию без заявлений».

Историческое событие состоялось, но его значение уже через день снизили турецкие высокопоставленные лица. Так, президент Абдулла Гюль, комментируя подписание протоколов, снова упомянул и армяно-азербайджанский конфликт: «После нормализации турецко-армянских и азербайджано-армянских отношений и решения проблем в Грузии, возникнет огромная площадь для сотрудничества».

Еще яснее выразился премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган: «Мы держим слово, данное Азербайджану. Армения должна соблюдать нормы мирового права. До тех пор, пока азербайджанские земли не будут освобождены, Турция не сможет дать положительный ответ в вопросе турецко-армянских отношений», - заявил премьер-министр Турции каналу CNN Turk.

«Мы отправим протоколы подписанные нашим МИД в парламент, но парламент при ратификации этих документов уделит особое внимание развитию азербайджано-армянского вопроса», - пояснил премьер-министр Турции, дав понять, что пока что подписанные документы - не более, чем пустые бумажки. А это делает суждения экспертов, в том числе и грузинских, еще более зыбкими.

Фото Reuter