В ладу с собой

Экономика и политические амбиции

Поскольку ссора между Москвой и Тбилиси затянулась и давно вышла за рамки цивилизованного диалога, то журналистские обвинения и обиды по разные стороны границы стали практически традиционными. И, в принципе, вполне объяснимыми. Когда идет PR-война (а ее никто не скрывает - в Тбилиси об этом даже заявляют официальные лица), поди разберись, кто больше привирает. В конце концов, журналисты - представители второй древнейшей.

Один из последних эпизодов. Российские СМИ «подсунули» Грузию в доклад ООН - возмущались в Тбилиси, отмечая, что в докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) Грузия вовсе не упоминается.

Действительно, в вышеупомянутом докладе ни в одной из таблиц Грузии нет. Впрочем, корреспондент GeorgiaTimes не нашел в интернете и статей в российских СМИ, в которых журналисты вписали в число стран с самой неблагоприятной экономической ситуацией Грузию.

Может, кто-то и ошибся, не исключено. Как правило отмечается, что больше всего голодающих насчитывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе (642 млн). Далее следуют страны Африки южнее Сахары (265 млн), Латинская Америка (53 млн), Ближний Восток и Северная Африка (42 млн). В развитых странах от голода страдают 15 млн человек.

Да и в докладе идет речь не об экономической ситуации, а о нехватке продовольствия в связи с экономическим кризисом. Слава Богу, что жители Грузии, как и других стран на Кавказе проблем с продовольствием не испытывают.

Что касается экономической ситуации в Грузии, то она - не из лучших. Буквально на днях грузинская газета «Резонанси» опубликовала статью о безработице. Приводится официальная статистика и мнения экспертов.

Так, по данным департамента статистики, в 2008 году безработные составляли 16,5 процента трудоспособного активного населения Грузии, в 2007 году - 13,3 процента, в 2006 году - 13,6 процента, в 2005 году - 13,8 процента, в 2004 году - 12,6 процента. Даже по официальной статистике рост безработицы налицо. И эта тенденция отнюдь не связана с военными событиями и кризисам, как обычно объясняют проблемы экономического характера представители власти. В 2007 и 2006 годах, ведь тоже зафиксирован рост безработицы.

По мнению аналитиков, реальная картина еще печальней. Эксперты считают, что без работы в Грузии - тридцать процентов трудоспособного населения. Такое же мнение той же «Резонанси» высказал и бывший министр финансов Грузии периода президентства Шеварднадзе Давид Онопришвили.

А как же тогда мнение зарубежных экспертов и организаций? Совсем недавно стало известно, что Грузия поднялась в рейтинге благоприятности условий для предпринимательской деятельности, подготовленном Всемирным банком (World Bank) и Международной финансовой корпорацией (IFC), с 16 на 11 место. В рейтинге рассматривается ситуация с ведением бизнеса в 183 странах.

До этого Fitch Ratings подняло рейтинг Грузии, заменив негативный кредитный рейтинг страны на стабильный.

Грузинские эксперты считают, что международные рейтинги небеспристрастны. Они убеждены, что за рубежом вышеупомянутые агентства при проведении бизнес-исследований основываются только на информации, предоставленной правительством и не проводят опрос в бизнес-секторе страны.

Действительно, живем-то мы не в соответствии с рейтингами, а в соответствии с наличием или отсутствием финансов в собственных карманах. Пока же гражданам Грузии особо похвастаться нечем. И журналисты здесь, как российские, так и грузинские, здесь не при чем.

Что касается сельского хозяйства, то развитием этой отрасли не может похвастаться руководство обеих стран.

В Грузии, как стране в общем-то аграрной, проблема ощущается более остро. Страдает одна из ведущих отраслей - виноградарство, а как следствие - виноделие. Во многом здесь, конечно, «алаверды» главному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко, объявившему грузинское вино «невъездным». Но и все обещания грузинских политиков найти альтернативу российскому рынку, так и не увенчались успехом.

Прошлой осенью даже симпатизирующие Грузии западные СМИ сообщали: в Кахетии, в Восточной Грузии, где с древних времен выращивают сорта винограда для красного «Саперави» и белого «Ркацители», крестьяне начинают вырубать собственные виноградники. Невиданный за последнее время по своему богатству урожай вместо праздника виноделов - «ртвели» - обернулся для многих крестьян трагедией и... заставил взяться за топор.

Весьма красноречиво говорит о сложившейся ситуации тот факт, что Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в своем Рождественском послании выразил озабоченность тяжелым положением виноградарства в Грузии.

А ртвели этого года стал поводом для выяснения отношений между властью и оппозицией. Оппозиция считает, что сбор винограда проходит в формате «военной операции». Власти говорят о небывалых успехах. Крестьяне требуют, чтобы винодельческие заводы приняли у них урожай, Виноделы просят у властей льготных кредитов для приобретения винограда, урожай которого в этом году высок.

Накануне стало известно, что группа компаний «Русский алкоголь» в ближайшее время закроет сделку по продаже своего единственного иностранного завода «Ушба Дистиллери» (Тбилиси). Как пишет РБК daily, никаких политических мотивов, просто у алкогольного рынка Грузии небольшой объем и он не приносит ощутимой прибыли.

Что будет с экономикой Грузии, если произойдет отток российского капитала? Вопрос непраздный. И дело вовсе не в обидах или ответной PR-атаке. Живется, по нынешним временам, в Грузии, действительно, не сладко. Грузинские коллеги скажут: и России нечем похвастаться... Отчасти. Тоже проблем хватает. Но все ж побогаче будет. Ведь треть населения Грузии зарабатывает в России и кормит оставшихся на родине родных и близких.

В конце концов, признание проблемы - половина успеха в ее разрешении. И еще: как ни крути, но экономики России и Грузии по-прежнему взаимосвязаны. Грузинским бизнесменам нужен российский рынок, для россиян привлекательна транзитная функция Грузии. И еще множество завязок друг на друге.

Так почему же тогда могучие экономические рычаги не были своевременно задействованы в канун августа? И в итоге в дело вступили военные... А может, мы потому и воюем друг с другом, что одни слишком бедны, а другие недостаточно богаты? Но признать это очень не хочется.