По словам представителей провайдеров, государственные структуры никакого отношения к этому решению не имели. Как отметили в головных офисах грузинских Интернет-провайдеров, оно было принято для того, чтобы предотвратить распространение ложной и необъективной информации.
Однако, несмотря на то, что в офисах Интернет-провайдеров отрицают, что решение о блокировке Рунета было принято с подачи государства, в самом Тбилиси убеждены, что российские сайты в Грузии стали недоступны по решению руководства республики. По крайней мере, госчиновники сами делали комментарии по этому поводу. Так, госминистр Грузии по интеграции Темура Якобашвили заявлял, что такой шаг стал необходимым в условиях "информационной войны с Россией".
Правда, информационная война явно велась с переменным успехом: во-первых, на российские сайты можно было зайти через прокси, во-вторых, зарубежные правозащитники раскритиковали действия властей, расценив их как ограничение свободы слова. Нехорошо «глашатаям демократии на Кавказе», к которым Запад причисляет Грузию, следовать примеру социалистического Китая, правительство которого после тибетских событий заблокировало «неугодные» Интернет-ресурсы, вызвав бурю негодования международного сообщества.
С обращением к грузинскому правительству, содержащим призыв разблокировать работу российских телеканалов и веб-сайтов, выступил в августе «Комитет защиты журналистов». «В такой демократической стране, как Грузия, общественность имеет право слышать широкий спектр мнений и новостей, особенно в сложившийся критический период истории страны», - заявил тогда замдиректор "Комитета защиты журналистов" Роб Махоуни.
Нужно отметить, что это не первая попытка грузинских Интернет-провайдеров разблокировать Рунет. 9 сентября они сообщили об открытии доступа к российским доменам, однако на следующий день выяснилось, что новостные сайты по-прежнему заблокированы.
Хотелось бы отметить, что задолго до августовских событий, еще летом 2007 года ОБСЕ в своем докладе "Контроль над интернетом" включила Грузию в число стран, где существует цензура интернет-пространства. В список государств, использующих цензуру в Интернете, попали Беларусь, Грузия, Казахстан, Узбекистан и Китай.
Эксперты ОБСЕ тогда подчеркнули, что грузинское законодательство содержит «противоречивые и недостаточно определенные» положения, которые могут «создать рычаг для незаконных ограничений свободы самовыражения в Интернете». В Тбилиси объяснили такую «недемократическую нестыковку» тем, что закон об Интернете был принят еще до «революции роз» и никакие изменения в него за прошедшие годы внесены не были, заверив: «В ближайшем будущем положение дел изменится».
Ознаменованный разгоном демонстрации оппозиции уходящий год выдался для Грузии непростым, так что поправки в закон об Интернете не стали приоритетом для парламентариев... Решение об ограничении доступа в Интернет было принято 8 сентября, по словам грузинских правозащитников, после того, как власти продолжали сообщать о достижениях грузинской армии, а она в то время уже была разгромлена. Заодно с сайтами, кстати, заблокировали и российские каналы. Во время военных событий обиделись даже на оппозиционный российским властям телеканал RTVi за интервью с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. И вслед за ОРТ, РТР и НТВ отключили и его.
В конце августа грузинские власти разрешили кабельным операторам возобновить трансляцию русскоязычного телеканала RTVi, позднее - трансляцию еще нескольких каналов: "Культура", "Домашний", ТНТ и СТС. О восстановлении вещания других российских каналов - пока ничего неизвестно. Судя по новостным лентам, у каждой стороны в этой информационном противостоянии своя правда относительно одних и тех же событий, и следовательно, свои новости.