18-летняя беременная Сопо Иоселиани скончалась в Кутаиси от двусторонней пневмонии, развившейся после заражения «свиным гриппом».
Трагедия повторилась уже в третий раз. До этого уже умерли две беременные женщины. Всего в Грузии от осложнений, вызванных вирусом A/H1N1, погибли уже восемь человек. Как заявляют медики, причина всех летальных случаев - позднее обращение к врачам.
Почему же больные, тем более женщины с ребенком во чреве, не спешат в поликлиники? Ведь прием пациентов, больных свиным гриппом, правительство сделало бесплатным. А лечение в больнице, как пообещал заместитель министра труда, здравоохранения и социальной защиты Николоз Пруидзе, софинансируется на 20-процентнов, а в отдельных случаях и на 40-процентов.
Ответ, по-моему, стоит искать не в невежестве грузин, а в нищете, которая делает лечение в Грузии недоступным удовольствием. У людей за последние 20 лет там вообще пропала привычка обращаться к докторам. Это дорого и неэффективно.
GeorgiaTimes уже подробно описывала, как грузинские врачи помогают друг другу заработать, поочередно направляя своих пациентов к знакомым коллегам. В результате больные спускают на лечение все скудные сбережения и залазят в долги. Недуг остается, а вера в медицину гибнет.
Почему так происходит? Похоже, причина кроется в политической плоскости. Грузия в обмен на обильные кредиты Запада ступила на путь продиктованных им преобразований. Все это делалось в соответствии с экономической доктриной шока Милтона Фридмана, описанной американкой Наоми Кляйн.
Горстка пребывающих у власти людей, пользуясь потрясениями в обществе (войнами и революциями в Грузии) присваивает себе львиную долю общественных богатств и дает возможность сделать то же самое иностранным корпорациям, оставляя подавляющее большинство населения с носом.
Заменить общественные блага, которые ранее гарантировало государство, должна «новая экономика», построенная исключительно на «рыночных» принципах. Причем, на откуп дельцам отдаются и образование, и здравоохранение. Поликлиники, больницы, диспансеры - все становится частным. Месяц назад власти Грузии выставили на аукцион даже Тбилисскую республиканскую больницу.
Но пользоваться медицинскими услугами в полной мере отныне могут лишь избранные. Остальные представители нации превращаются в полурабов, у которых профсоюзные права сведены до минимума, заработок регулируется жадностью владельцев, и на учебу и лечение просто нет средств.
Попытки выступить против такого порядка вещей пресекаются полицией. Голос оппозиции тонет в широковещательной демагогии правящего большинства, ухватившегося за власть путем фальсификаций, под лозунгами заботы о народе.
Недавно министр здравоохранения Александр Квиташвили обрадовал соотечественников тем, что перестраивает систему по евро-американскому опыту. Но в Германии, например, на медицинское страхование уходит солидная часть доходов граждан (до 14 процентов). Да и доходы там намного выше, чем в Грузии. А вот в США четверть населения вовсе не застрахована, и четвертое место в структуре смертности занимает причина под названием «отсутствие страховки». Пример хорош, ничего не скажешь.
В Грузии с этого года также полностью отменили бесплатное лечение всех категорий граждан. Теперь клиники принимают лишь клиентов, застрахованных в коммерческих компаниях. Государство оплачивает только страховки педагогов и детей до трех лет. Кроме того, весной Михаил Саакашвили запустил пиар-проект дешевого страхования, который подразумевал софинансирование со стороны государства для 500 тысяч грузин.
Воспользоваться предложением смогли только 102 тысячи человек. Остальным оказалось не по карману выложить по 100 лари на семью за год страховки.
А на беременных программа дешевого страхования вообще не распространяется! Христиан-демократы только осенью поставили перед правительством вопрос о том, чтобы внести эту категорию пациентов в условия программы, коли ею не воспользовались еще 400 тысяч «запланированных» граждан.
Однако страховые компании Грузии считают невозможным страховать плановую беременность и заявляют, что это создаст множество проблем. После этого можно уже не удивляться, что свиной грипп «косит» беременных женщин.
Можно не удивляться и тому, что тридцать детей из тысячи не доживают в Грузии до пяти лет. Ведь уже с трех лет здоровье ребенка чиновников не интересует.
Но самое ужасное, что отказ от заботы о здоровье граждан происходит не по недосмотру правительства, а по плану перевода экономики на либеральные рельсы. Михаил Саакашвили гордится тем, что сократил чиновничий аппарат. Но сократил без разбора, поскольку исчезли и такие важные службы, как антимонопольная, из-за отсутствия которой, в частности, цены на лекарства в период эпидемии свиного гриппа взлетели в несколько раз.
Сократили и заново набрали на конкурсной основе врачей и педагогов, лишив их прежних прав. Теперь они полностью зависят от прихоти начальников медицинских и образовательных учреждений, которые переходят в частную собственность. От регулирования этих сфер жизни грузинское государство уходит, предоставляя богатым и дальше богатеть, а бедным - беднеть.
Между тем, оппозиция считает такое самоустранение губительным для нации. Лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе, например, требует, чтобы государство контролировало цены на лекарства, создало муниципальную сеть аптек, защищало потребителей от некачественных, нестандартных и фальсифицированных препаратов, бесплатно обеспечивало детей до 14 лет и пожилых людей необходимыми медикаментами, прописанными врачами.
Фактически, эти требования - глас народа. Однако Гамкрелидзе нет в парламенте. Он отказался от мандата, сочтя парламентские выборы фальсифицированными. Страною же правят жестокие дельцы, напускающие на свои антинародные решения туман либерализма и демократии.