В ладу с собой

Ставка на выборы

В последние дни основное внимание пресса, пишущая о событиях в Грузии, уделяла скандалам вокруг наблюдателей на президентских выборах в Украине. Тем временем не менее интересные события разворачиваются в самой Грузии. Так, в понедельник, 18 января, лидер оппозиционного движения «Защити Грузию» и бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе заявил, что в Грузии растут антиамериканские настроения. Кроме того, оппозиционер заявил, что говорил об этом и американскому сенатору Джону Маккейну в ходе его визита в Грузию 11 января сего года. «Никто пусть не обманывается, что Америка здесь популярна», - добавил Гачечиладзе.

Днем ранее, в воскресенье, лидеры грузинской оппозиции встретились с председателем комитета министров Совета Европы, министром иностранных дел Швейцарии Мишлин Кальми-Ре. В ходе встречи они рассказали о серьезном ухудшении политической и социально-экономической ситуации в Грузии за последние полгода. Как заявила лидер партии «Демократическое движение - единая Грузия» Нино Бурджанадзе, «госпожа Кальми-Рей признала, что ситуация в Грузии, описанная оппозицией, существенно отличается от той, которую ей представили во властных структурах».

Ситуация, как можно заметить, складывается весьма напряженная. Отметим, что Бурджанадзе в ходе встречи акцентировала внимание на нарушениях со стороны грузинского руководства в сфере соблюдения прав человека, политических репрессиях и давлению на СМИ и суд. По ее словам, «Грузия превращается в тоталитарную страну, в которой нет места демократии». Заявление, прямо скажем, весьма жесткое - тем более, что звучит оно не из уст какого-нибудь маргинала, а от бывшего председателя парламента страны. Не менее любопытен и тот факт, что по итогам встречи лидеры оппозиции попросили госпожу Кальми-Рей направить в Грузию представителей Совета Европы - в первую очередь для контроля над законностью проходящих в стране судебных процессов над политическими заключенными. Возвращаясь к выступлению Гачечиладзе, следует обратить внимание на то, что оппозиционный политик уверен - Саакашвили пойдет в мае на фальсификацию результатов местных выборов. По его мнению, «Саакашвили - преступник, человеконенавистник, он нарушает закон» и поэтому оппозиционным силам следует поддержать намечающуюся волну протеста.

Таким образом, совершенно явственно видно, что оппозиция настроена весьма решительно - и, безусловно, в сложившейся ситуации виноват лишь президент Грузии. Меньше чем за месяц - скандальный визит Маккейна, скандал вокруг выборов председателя Центральной избирательной комиссии, грузинские наблюдатели на украинских выборах - все это указывало на бескомпромиссную проамериканскую позицию Саакашвили и полное его нежелание считаться чьим-либо мнением. Надо понимать, что для грузинской оппозиции местные выборы, назначенные на май этого года - серьезный шанс перехватить рычаги управления на региональном уровне, а может быть, и в столице.

Очевидно, что Михаил Николозович совершенно не жаждет отдавать власть - но аппеляция оппозиционеров к Совету Европы может внести серьезные поправки в текущий расклад на политическом поле. При всей своей нежной любви к Сакартвело, Джон Маккейн не является лицом, принимающим решения - а отъезд американского представителя с энергетической конференции в Батуми после официального снижения ее статуса говорит о текущем состоянии американо-грузинских отношений существенно больше. Понятно, что в этой ситуации присланные Советом Европы наблюдатели вынудят Саакашвили играть по правилам, что означает автоматическое увеличение шансов оппозиции на победу. При этом точно так же понятно, что Саакашвили, пришедший к власти путем революции, вряд ли согласится на добровольный уход со сцены. Возможный итог - массовые выступления и акции протеста, о которых говорит Гачечиладзе.

Маловероятно, что в мае Саакашвили потеряет власть - он, несмотря на уверения оппонентов, не сумасшедший и не дурак. Гораздо более вероятен вариант, при котором грузинский президент постарается расколоть оппозицию либо, если это не получится, пойдет на умеренные уступки. Но, безусловно, есть несколько принципиальных моментов, ко которым соглашение между действующей властью и грузинской оппозицией практически нереально - это, к примеру, кандидатура на пост мэра Тбилиси. Вряд ли Саакашвили жаждет отдать своим политическим противникам руководство столицей. А значит - нас ждет горячая весна.