Минувшая неделя внесла нервозность в обсуждение европейской безопасности. Румыния согласилась на предложение США разместить американские ракеты ПРО на территории своей страны. На это Москва ответила окончательным утверждением своей новой военной доктрины. Президент Дмитрий Медведев подписал ее в канун 46-й Мюнхенской конференции.
Чуть раньше Россия предложила Европе свою концепцию международной безопасности, в основу которой должен был лечь новый договор. Однако документ был снят с повестки дня после того, как его раскритиковала глава внешнеполитического ведомства США Хиллари Клинтон.
«Мы поддерживаем цель, но не согласны с подходом России. Наилучший путь вперед лежит через укрепление существующих институтов, таких как ОБСЕ и Совет Россия-НАТО, а не через заключение новых договоров», - заявила она в своей статье в немецких СМИ.
Как отмечает BBC, камнем преткновения по возможному новому договору стал пункт, запрещающий сторонам «строить свою безопасность в ущерб безопасности другой стороны». Ведь Вашингтон продолжает разворачивать ПРО в Восточной Европе, а Россия считает это для себя реальной угрозой.
Возмущение концепцией России высказала и Грузия. Там говорят, что Москва не имеет права предлагать свое видение безопасности в Европе после того, как, по грузинским понятиям, «оккупировала» Абхазию и Южную Осетию. Впрочем, у самой Грузии в вопросе потерянных территорий, как показал доклад Тальявини, совесть далеко не чиста.
Отказ от российских предложений по безопасности не мог не сказаться на восприятии Россией ее западных партнеров. В итоге в доктрине, подписанной Медведевым 5 февраля, «стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока» названо главной внешней угрозой «северной державе».
Оправдываясь, представители НАТО в Мюнхене назвали военную доктрину России далекой от реальности.
«НАТО не враг России. Она не отражает реальности и явно противоречит всем нашим попыткам улучшить отношения между НАТО и РФ», - заявил генсек альянса Андерс Фог Расмуссен агентству Reuters в кулуарах конференции.
Но российское руководство за год так называемой «перезагрузки» устало слышать слова, идущие вразрез с действиями. За это время США так и не отказались от идеи размещения ПРО в Восточной Европе, хотя им предложен взамен более удобный азербайджанский вариант с Габалинской РЛС. Не отказались от расширения НАТО за счет соседей России. Не отказались, наконец, от военной поддержки Грузии.
От всего этого бывший президент России Владимир Путин предостерегал западных партнеров на такой же конференции в Мюнхене в 2007 году. В своей речи он жестко раскритиковал США за то, что те навязывают свою волю всему миру, и Североатлантический альянс, который не сдержал обещания не расширяться, данное после роспуска Варшавского договора.
В этом году глава МИД РФ Сергей Лавров обрисовал те же проблемы в отношениях с Западом, что и Владимир Путин три года назад. По его словам, «за последние 20 лет европейская безопасность расшаталась по всем параметрам». После развала СССР «был шанс с помощью ОБСЕ обеспечить равную безопасность для всех государств евроатлантики», однако он был упущен.
Новая доктрина России по сути дела уточняет ту, что была принята в 2000 году и ознаменовала собой новый этап в развитии страны, который образно назвали «поднятием с колен». Документ разрабатывали несколько лет. Как только его контуры стали прорисовываться, в Грузии занервничали.
«В доктрине заложено несколько очень опасных для Грузии пунктов. Правда, по мнению экспертов, пункты эти трудноосуществимые и больше похожи на провокацию - военная доктрина нужна России скорее для шантажа других стран, что является одним из признаков агрессивности страны», - писало в 2007 году грузинское издание «Маркетинг & Консалтинг».
«Игрой мускулов» назвал проект доктрины эксперт по вопросам международных отношений Торникэ Шарашенидзе. По его мнению, документ готовился в основном для внутреннего пользования, так как использует образ «внешнего врага».
Тем не менее, грузинские эксперты предостерегали, что проект новой российской военной доктрины создает серьезную угрозу безопасности и территориальной целостности Грузии. В частности, речь шла о пункте, в котором оговаривалось, что граждан России за ее пределами можно брать на воинскую службу по контракту. Это положение якобы подразумевало жителей Абхазии и Южной Осетии с российскими паспортами.
Уже после нападения на Цхинвал все еще упорствующая в своей невиновности Грузия неоднократно поминала проект доктрины недобрым словом. Член Международной организации «Кавказ без войн» Темури Авалиани писал во всевозможные международные структуры, как он сам поясняет, «предостерегая об опасности агрессивных планов российских лидеров».
«И сегодня я хочу заявить, что «военно - оборонительные доктрины» Кремля угрожают миру как в сопредельных государствах, так и на Земле. И закрывать глаза на уже совершенные Россией злодеяния и на запланированные военные акции - уже не ошибка, а преступление», - цитировали его в 2009 году грузинские интернет-ресурсы.
Эксперт противопоставлял Вашингтон, будто действующий исключительно в интересах мира и стабильности, и Россию, которая, по мнению поборников проамериканского курса Михаила Саакашвили, намерена дестабилизировать мир. В порыве подданнических чувств к США Авалиани оправдывал и вторжение в Ирак, ставшее сейчас предметом судебных разбирательств в Великобритании, и развал Косово, до сих пор тлеющее опасным очагом преступности в Европе.
Впрочем, официальный Тбилиси предпочитал не показывать паники. Осенью прошлого года, когда Совбез России поделился с прессой подробностями доктрины, секретарь Совета национальной безопасности Грузии Екатерина Ткешелашвили объявила проект доктрины об использовании ядерного оружия «малореальной империалистической пропагандой». По ее мнению, Россия не решится на использование ядерной бомбы вблизи своих границ.
Когда же наконец Совет безопасности России утвердил военную доктрину, грузинские СМИ сразу же окрестили ее «угрожающей миру».
Между тем из текста документа (по крайней мере, публичной его части) совершенно ясно, что военный потенциал Москва собирается использовать только для защиты себя и своих союзников (Беларусь и ОДКБ). А присутствие непредсказуемого НАТО у российских границ никак не способствует чувству безопасности граждан.
Но так как курс Грузии в НАТО расходится с объявленной доктриной России, то беспокойство Тбилиси вполне оправдано. Страна остается форпостом в борьбе Запада и России за влияние на Кавказе.