В ладу с собой

Как ляжет «дорожная карта» для Карабаха?

Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев анонсировал создание «дорожной карты» для урегулирования карабахского конфликта. Перед этим он посетил Азербайджан, Армению и Грузию и убедился, что в позициях сторон появились положительные сдвиги.

«Обстоятельный и откровенный обмен мнениями» с президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Армении Сержем Сарксяном дали, по словам главы казахского МИД, «бесценное представление и понимание нагорно-карабахского конфликта».

Саудабаев также призвал парламентариев из стран ОБСЕ использовать их красноречие «чтобы преодолеть недоверие между государствами и людьми». «Ваши слова и убеждения помогут людям на всех сторонах конфликта понять важность преодоления конфронтации и важность проведения работы по построению сотрудничества и мирного существования», - заявил действующий председатель ОБСЕ.

В последнее время работа так называемой Минской группы этой организации по урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе активизировалась. Катализатором стало налаживание армяно-турецких отношений, которое Турция увязывает с решением карабахской проблемы.

25 января состоялась встреча президентов двух враждебно настроенных закавказских стран при посредничестве российского лидера Дмитрия Медведева в Сочи.

Переговоры на побережье Черного моря, несмотря на большие ожидания, не принесли подвижек в решении территориально-этнического конфликта вокруг заселенных армянами земель Азербайджана. По итогам встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Есть общее понимание по преамбуле документа о мадридских принципах».

Однако текст преамбулы остается неизвестным общественности, а сами принципы вызывают критику у Степанакерта, не включенного в процесс переговоров, а также среди некоторых политических сил и в Азербайджане, и в Армении.

Среди опубликованных принципов - возвращение районов вокруг Нагорного Карабаха под контроль Баку, наделение сепаратистской республики промежуточным статусом, открытие «коридора» в Армению, определение в будущем окончательного правового статуса республики, возврат азербайджанских и армянских беженцев, международные гарантии по безопасности.

Ереван, как отмечают эксперты, близок к тому, чтобы дать согласие на освобождение некоторых районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха. Однако Баку не готов обменять эти территории на независимый статус Степанакерта.

Да и в Армении некоторые воспринимают такую идею в штыки. Как осенью заявил герой карабахской войны Жирайр Сефилян, «поставлена задача вырвать у Сержа (Саргсяна - ред.) подпись под документом об уступке 7 территорий». Тогда же политик и военный предположил, что вскоре «мы услышим о какой-то дорожной карте, каком-то документе, касающемся Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха - ред)».

По сути, позиции сторон остаются неизменными уже 20 лет. Все это время на границах бывшей советской автономии ведутся боевые действия разной интенсивности или же просто происходят мелкие провокации. А выхода из тупика пока не видно.

Некоторые российские эксперты, однако, после встречи в Сочи выступили с обнадеживающими заявлениями. Так Феликс Станевский, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, в интервью GeorgiaTimes заявил, что преамбула «определяет дух документа, основные направления взаимодействия участников переговоров». И если в этом вопросе лидеры Армении и Азербайджана пришли к согласию, значит - есть «основания для сдержанного оптимизма». Во всяком случае, исключается вооруженный конфликт.

С ним не согласился президент Информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский. Он считает, что «может случиться новая война, а может как-то договорятся мирно, но не скоро», лет через 20-30, когда «произойдет общая европеизация Закавказья и сопредельных территорий».

Тем временем многие азербайджанские эксперты вообще обвинили Россию в лицемерии. Они считают, что на самом деле ее устраивает статус-кво, позволяющий удерживать и Армению, и Азербайджан в поле своего влияния.

Говорить при таких оценках ситуации о создании «дорожной карты» казалось бы рановато. Однако заявление казахского министра может означать не продвижение, а расширение переговорного процесса по Нагорному Карабаху.

«Участие ОБСЕ и Казахстана как председателя ОБСЕ в формировании «дорожной карты» - это скорее попытка заявить новую диалоговую площадку, более активно подключить структуры ОБСЕ к урегулированию вопроса вокруг Нагонного Карабаха», - прокомментировал GeorgiaTimes инициативу Саудабаева политолог Алексей Власов.

Карабахский вопрос, по его словам, входит в приоритеты Казахстана как председателя ОБСЕ, причем лидер страны Нурсултан Назарбаев предлагает новые механизмы решения проблемы. «В частности, через развитие гуманитарного диалога, через контакты между диаспорами армянской и азербайджанской и через развитие общих социальных и экономических проектов», - пояснил Власов.

- Я думаю, что именно в этом русле гуманитарного и социально-экономического направления будет развиваться дальнейшее участие ОБСЕ в урегулировании, - подчеркнул собеседник нашего интернет-издания.

- Значит ли это, что Казахстан отодвигает усилия России на второй план?

- Нет, я думаю, что здесь не «вместо», а «вместе». То есть вместе с остальными способами процесса урегулирования, но никак не заменяя их.

Власов предполагает, что дорожная карта будет подготовлена в течение нескольких месяцев, но «эффект от нее в течение этого года ощущаться не будет и тема перейдет к следующему председателю ОБСЕ». А сам процесс урегулирования по прогнозам политолога растянется еще на 5-7 лет.