В ладу с собой

Саакашвили обратился к католичеству

Влияние Католической церкви на западные страны велико, хотя в последнее время и пошатнулось из-за серии педофилических скандалов. Однако многие мировые лидеры ищут встречи с понтификом, словно она способна укрепить их собственную значимость.

С этой целью, очевидно, и президент Грузии Михаил Саакашвили 8 мая наведался в Ватикан. Как отмечают СМИ, аудиенция была незапланированной и «выбитой» самим грузинским лидером.

По данным Седмицы.ру, речь на ней шла о церковно-государственных отношениях в бывшей советской республике. В том числе, о католической благотворительной службе Caritas. После войны 2008 года эта организация активно помогает беженцам из конфликтных регионов. Благословил миссионеров на гуманитарную деятельность в послевоенные дни сам Папа Римский.

В правительстве Грузии встречу Бенедикта XVI с Михаилом Саакашвили описывают в ином - политическом ракурсе. Пресс-спикер президента Манана Манджгаладзе сообщила, что Саакашвили попросил продолжить политическую поддержку Грузии со стороны католического мира. По ее словам, в ходе беседы была затронута темы защиты прав человека, особенно на «оккупированных территориях, где прошли этнической чистки».

«Президент Грузии поблагодарил Бенедикта XVI за неоднократные заявления в поддержку целостности территории Грузии. Важно, что в 2008 году в сложный период для Грузии Папа Римский не раз писал заявления в поддержку Грузии», - отметила Манджагаладзе.

Разговор длился 35 минут один на один, не считая двух переводчиков. Как принято у папы, после встречи стороны обменялись подарками. Саакашвили вручил Бенедикту XVI две православные иконы грузинского письма, а сам удостоился всего лишь сувенирной ручки в форме колонны Бернини.

Пишущие принадлежности понтифик словно специально приберегает для гостей из стран «оранжевых революций». В конце прошлого года он вручил юбилейную ручку, изготовленную к 500-летию собора Святого Петра в Риме, украинскому премьеру Юлии Тимошеко.

А вот белорусский президент Александр Лукашенко, посетив Ватикан, получил не какую-то там ручку, а медаль, хоть и тоже сувенирную. В России тогда косо смотрели на этот визит, в то время как в Белоруссии называли его очередным шагом по сближению с Западом.

Между тем, отношения Российской Православной церкви с Ватиканом постепенно теплеют. В декабре прошлого года нашел нужным встретиться с папой и президент России Дмитрий Медведев. Если сравнивать подарки, то он получил медаль, русский экземпляр последней папской энциклики «Любовь в истине» и литографию фасада собора Святого Петра от 1645 года в исполнении все того же Джованни Лоренцо Бернини.

После этого президент России подписал указ об установлении дипломатических отношений с Ватиканом, предусматривающий преобразование представительства России в этом государстве в посольство. С тех пор часто говорят о скорой встрече двух религиозных лидеров - Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Однако, как отмечает профессор экуменического института при Мюнстерском университете Томас Бремер, церкви хотят сначала решить все проблемы, а потом уже встречаться на высшем уровне.

Грузия установила дипломатические отношения с Ватиканом еще в 1995 году. Но президент Михаил Саакашвили до сих пор, с момента избрания в 2004 году, не нуждался в папском благословении. Подвигнуть на встречу с понтификом его могли три обстоятельства. Во-первых, активизация России в налаживании отношений с самим Ватиканом.

Во-вторых, Грузию настораживают российские попытки обеспечить признание бывших грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии, начиная со стран Латинской Америки. Венесуэла и Никарагуа, как известно, уже заявили о признании. После этого грузинские власти начали лихорадочно обмениваться послами со странами в другом полушарии, стараясь опередить российских дипломатов.

Между тем, большая часть населения Латинской Америки исповедует католицизм, и потому ехать туда желательно, заручившись поддержкой Папы Римского. И ведь именно туда, а конкретно в Коста-Рику, и направился Саакашвили после посещения Ватикана.

Наконец, третья причина, которая заставила грузинского лидера обратиться к папе - это падение авторитета Саакашвили в западном мире. Оппозиция давно заметила, что влиятельные европейские лидеры перестали приглашать грузинского коллегу к себе в гости. Даже президент стратегического партнера Грузии - США - Барак Обама не снизошел до официального приема Михаила Саакашвили. Их мимолетное свидание ограничилось «встречей на полях ядерного форума» в Вашингтоне. И напрасно фаворит предшественника Обамы околачивался в США еще три недели после этого. В Белый дом его так и не позвали.

Грузинский политолог Малхаз Мацаберидзе объясняет, что западные лидеры не хотят портить отношения с Россией, и поэтому не зовут к себе Саакашвили. Кроме того, Грузию, по его словам, уже не считают столь успешной демократией, как в первые годы после «революции роз», и в этом виновата тоже «российская пропаганда».

Приемом у понтифика Саакашвили пытался реабилитировать себя в глазах собственной оппозиции. Однако вряд ли ему пойдет на пользу заигрывание президента с католицизмом в тот момент, когда против собственной православной церкви ведется целенаправленная кампания дискредитации со стороны финансируемых государством и западными партнерами институтов.

Из четырех миллионов жителей Грузии 83 процента - православные, около 10 процентов - мусульмане. Католики составляют лишь 0,8 процентов от общего числа населения страны. Управляет католической паствой с 1997 года апостольский администратор. Он не имеет никакого влияния на грузинское общество. Этим сильно отличается от главы Грузинской православной церкви Илии Второго. Последний часто занимает слишком независимую политическую позицию, в том числе по вопросам отношений с Россией, единоверной и братской страной.

После 2008 года нападки на грузинского патриарха участились. В прошлом году грянул скандал со скабрезными видео-роликами в Интернете, которые распространяли члены организации «Институт свободы», спонсируемой из США и выпестовавшей многих героев «революции роз». Патриарх был заподозрен в сотрудничестве с ФСБ и предательстве Родины за то, что считает войну в Южной Осетии неоправданной и сотрудничает с РПЦ.

Оппозиция встала на защиту Илии Второго и обвинила власти в намеренном подрыве авторитета церкви. По мнению некоторых политиков, борьба с традиционной религией - один из методов уничтожения грузинской ментальности и насаждения западных ценностей, чуждых кавказскому народу, в том числе «свободе мнений» в виде нравственной распущенности.

А сейчас в Грузии разгорелся новый скандал вокруг церкви. Его вызвала книга «Саидумло сироба» (искаженное до нецензурного ругательства словосочетание «Саидумло сероба» - «Тайная вечеря») Эрекле Дейсадзе, которая направлена против христианства. После обсуждения ее в телеэфире канала «Кавкасия» на автора на улице напали члены «Союза православных родителей» и «Народного православного движения. Досталось и журналистам. Протестующие ворвались в студию и устроили погром.

Администрация президента, уже выехавшего из Рима, осудила инцидент как покушение на свободу слова и мнений. «Президент Грузии и власти категорически осуждают и будут пресекать любые подобные факты, так как настоящая демократия возможна только в условиях уважения закона», - пообещала пресс-спикер.

Сегодня участники потасовки были арестованы. Им грозит до 5 лет тюрьмы за вмешательство в деятельность журналистов и хулиганство. Между тем, один из лидеров Народного православного движения, учредитель оппозиционной газеты Малхаз Гулашвили, который участвовал в телепередаче «Кавкасии», бежал из страны. Южноосетинские источники грузинских СМИ подтверждают информацию о том, что он находится в Цхинвале. Возможно, он попросит политическое убежище в России.

Событиям в телестудии предшествовали акции в защиту и против книги, которые проходили у здания Университета Ильи с начала мая, после того, как там была проведена ее презентация, отмечает «Кавказский узел». Во время этих выступлений также происходили стычки.

Нелегко привить грузинам толерантность и свободомыслие. А без этого с церковными узами российско-грузинской дружбы бороться невозможно. Не обратить ли страну в католичество?