Этот процесс охватил и президентское «Национальное движение», ряды которого стремительно редеют, и оппозицию.
Как пишет газета "Квирис Резонанси" (Резонанс недели), консерваторы планируют создать к новому году "Большое демократическое объединение". По некоторым данным, они войдут в единый блок с "Партией Народа" (лидер Коба Давиташвили) и движением "Для единой Грузии" (экс-министра обороны Ираклий Окруашвили) . В кулуарах прогнозируют, что этот блок возглавит народный защитник Грузии Созар Субари. Возможно, объединение пополнится и партией Саломе Зурабишвили «Путь Грузии».
Нашли между собой общий язык республиканцы (Давид Усупашвили) и «Новые Правые» (Давид Гамкрелидзе). Они не спешат создавать блок, однако, как заявляют оба лидера, уже тесно сотрудничают. Надеясь, что к ним примкнут и другие партии. Подразумевается, по мнению грузинских аналитиков, в первую очередь Нино Бурджанадзе с ее движением.
В Тбилиси отмечают, что она стремительно набирает очки. Так что не оправдывается утверждение, будто дочь грузинской революции не в состоянии объединить разрозненные ряды оппозиционеров, в борьбе с которыми она проявила стальной характер в прошлом ноябре.
Сейчас грузинские политологи утверждают: если прежде "Новые Правые" и республиканцы "напрягались" при упоминании Бурджанадзе, то сегодня они близки к сотрудничеству. Но...
После прошлогодних ноябрьских событий «Новые правые» явились в приемную Бурджанадзе с акцией протеста. Она их не приняла. И оппозиционеры оставались там несколько дней. Голодая, поскольку тогдашняя глава парламента запретила приносить им еду.
Смогут ли «Новые правые» закрыть глаза на прошлое? Тем более, что для грузина самая большая проблема договориться с другим грузином. Вот любопытное наблюдение философа и публициста Гурама Асатиани: «Поразительно, но грузин как будто более всего враждует с грузином. А без грузина жить не может, ибо именно с ним жаждет соперничать, помериться ростом, силой». Этой особенностью, наверное, и объясняется то, что до сей поры оппозиция проявляла патологическую неспособность к объединению.
Если «Национальное движение» от имени своего лидера Саакашвили обвиняет политических противников в служении не родине, а Кремлю, то те ищут в своих рядах «агентов «Национального движения». Лидер «Новых Правых» назвал Пату Давитая, возглавляющего парламентскую комиссию по расследованию августовских событий, агентом Мерабишвили (глава МВД - единственный ястреб, не покинувший «Национальное движение»). Такие же обвинения выдвигаются и в отношении лидера "Христиан-Демократическое Движение" (ХДД) Георгия Таргамадзе. Впрочем, здесь история еще запутаннее: его называют «двойным агентом». По одной из версий, за ним стоит МВД Грузии. А по другой - "ХДД" является новым "инструментом" Москвы.
Люди в стране теряются в догадках: на кого ставить? Какая политическая сила, наконец, перейдет от красивых посулов к реальным действиям, способным привести к обещанным стабильности и благополучию?..
При этом среди политиков популярно мнение, что народ, и совсем уже скоро, сделает, наконец, верный выбор. В беседе с нашим корреспондентом один из республиканцев, политолог Паата Закареишвили высказал убеждение, что... оппозиции вовсе и не нужно объединяться. Это, мол, утопичная идея. Задача оппозиции не объединяться, а предоставить обществу возможность выбора, предложив партийные программы, где, в частности, обозначен и внешнеполитический курс. Тем не менее, как известно, было бы против кого дружить, тогда и подружиться не грех. Потому «дружеское перемирие» республиканцев с «Новыми правыми и партией Нино Бурджанадзе вполне реально.
Попытку договориться предпринимают также лидеры традиционалистов и движения "Тависублеба" («Свобода»). В грузинских СМИ появилась информация, что Акакий Асатиани ( традиционалисты) и Константин Гамсахурдиа («Свобода») планируют собрать в декабре так называемый народный совет с животрепещущей повесткой дня.
Политологи не исключают, что к досрочным парламентским выборам, на которых настаивают все оппозиционные партии, появится единый блок двух из них - "Тависуплеба-Традиционалисты". А возможно, сюда присоединится и движение "Народный форум" (объединяющее нескольких политиков со стажем, парламентариев и экспертов).
Что же будет? Объединится ли, наконец, оппозиция после многократных неудавшихся попыток?
Людей обычно сближает сходство взглядов на третьих лиц и разделяет различие взглядов на собственную персону. К грузинской оппозиции это относится напрямую. Ей есть против кого объединяться. Осталось главное - договориться. И, боже упаси, создать при этом очередного кумира. Как было с Звиадом Гамсахурдиа и самим Михаилом Саакашвили.
Ирина Пташковская