Надо напомнить, что конфедерация - это форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, при этом специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях, например, военных, внешнеполитических и экономических.
Любой аналитик понимает, что создание подобной конфедерации нанесло бы ощутимый удар по существующему балансу сил в регионе Южного Кавказа и единству процессов в регионе, как в той его части, которая входит в состав России, так и в той, которая контролируется другими государствами. Это напоминает ситуацию 1918-1920 годов, когда Грузия также выступала за формирование конфедерации в регионе, с той лишь разницей, что подобное предложение тогда выдвигалось также и Арменией.
Основной целью данного предложения Саакашвили является пресечение влияния России в регионе. Грузия понимает, что Кавказ является одним из ключевых регионов, в котором пересекаются интересы России, исламского мира, Европы, США, поэтому он всегда будет играть большую роль в российской внешней и внутренней политике. С одной стороны, Кавказ является «мягким подбрюшьем» нашей страны, дестабилизация ситуации на котором может легко привести к серьезным осложнениям в России в целом. С другой стороны, эффективная политика России на Кавказе способна улучшить внешнеполитическое положение нашей страны не только в регионе, но и в отношениях с такими государствами, как Иран, Турция. Кавказ - это и уязвимое место, и площадка для возможной активной игры.
Но активно противостоять России Грузия в одиночку не может. Уже попробовала. Ей нужен союзник-сосед, с которым у Грузии общие проблемы. Приравнивая проблему Абхазии и Южной Осетии к карабахской проблеме, грузинская сторона пытается получить дивиденды от сближения с Азербайджаном. Предложение Саакашвили также связано и с демографической ситуацией в Грузии, где в ближайшие десятилетия азербайджанцы в отдельных регионах составят большинство населения.
А нужна ли конфедерация Азербайджану, тем более с антироссийской направленностью? Надо отметить, что официальная Москва не признает такого образования как «НКР» и не признает тамошние «выборы», которые накануне были проведены. Отношения России с Азербайджаном по многим направлениям могут служить примером дальновидной политики. Несмотря на ряд проблем, Россия и Азербайджан в отношениях друг с другом демонстрируют завидный прагматизм. Хотя у обеих сторон есть достаточно поводов, чтобы предъявить претензии друг к другу. Тем не менее, стратегические интересы и здравый смысл преобладают.
Руководство Азербайджана понимает, что Москва не может выстраивать отношения с Азербайджаном в ущерб своим отношениям с Арменией и наоборот. Азербайджан уже является членом ГУАМ, и тем не менее, отношения между Россией и Азербайджаном уже почти десять лет находятся на подъеме, охватывают различные сферы экономики, политики, военного дела и культуры. И вот это всё сломать в угоду Саакашвили и его антироссийской политики?
Алиев за эти годы показал себя дальновидным руководителем и маловероятно, что пойдет на такой шаг. Кроме того, можно просчитать, как к этой затее отнесется Иран. Ему не нужен сосед, который вступил бы в конфедерацию с проамериканской и непредсказуемой Грузией. А, следовательно, Иран стал бы укреплять свои позиции на Южном Кавказе через Армению. И такие шаги уже делаются.
Осенью будет запущено строительство нового нефтепровода, который свяжет кавказскую республику с Ираном. Реализация данного проекта резко снижает замкнутость Армении и повышает ее энергетическую безопасность, а так же повышает экономическую роль Ирана на всем Большом Кавказе. В политическом плане беспристрастная позиция Тегерана в процессе карабахского урегулирования может измениться и качнуться в пользу Еревана.
Надо отметить и еще одну опасность для Баку. Создание конфедерации - это инструмент давления США через Грузию на Азербайджан в целях вовлечения его в военный конфликт с Ираном. Даже просто предположение такой возможности может вызвать самые негативные политические и экономические последствия.
Интересен политический аспект в экономическом сотрудничестве. Саакашвили дал понять, что грузинская деятельность носит явный, антиармянский характер и подчеркнул, что полная сдача в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, обходящий Армению железнодорожный маршрут) обязательна. Он также сообщил, что планируется привести в надлежащее состояние все маршруты перевозок с тем, чтобы обеспечить выход дороги, идущей из Китая в Европу по кратчайшему расстоянию - через Азербайджан и Грузию. "Мы намерены развивать это направление, так как самый короткий путь из Пекина в Европу проходит через Грузию и Азербайджан, мы заинтересованы в развитии этого транспортного коридора", - добавил Михаил Саакашвили.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс призвана связать Азербайджан с Турцией через территорию Грузии. На сегодняшний день железнодорожная связь между Азербайджаном и Турцией проходит через Армению. Азербайджан выделил государственный кредит в размере $200 млн. для строительства железной дороги в обход Армении. Строительство отрезка железной дороги из турецкого Карса в грузинский Ахалкалаки замкнет кольцо блокады Армении.
Уже 23 июля Правительственная делегация Грузии во главе с премьер-министром Никой Гилаури отправится в Азербайджан, где примет участие в заседании грузино-азербайджанской межправительственной комиссии. В ходе заседания будут обсуждаться согласованные вопросы по поставкам газа, строительству 500-киловольтной ЛЭП, строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс , строительства автобана Рустави-Баку.
Однако, в Турции так же разрабатывается глобальный транспортный проект, который должен соединить Европу с Центральной Азией и далее с Китаем. Причем все транспортные магистрали должны идти через Турцию, а далее по территориям кавказских республик - Армении и Азербайджана, по Каспийскому морю в Туркменистан и т.д.
И в этом проекте Грузия остается даже не на обочине. Вот и торопится. Но, так как две трансконтинентальных магистрали находиться рядом не могу, а портить отношения с Турцией - себе дороже, то Баку предстоит трудный выбор.