В ладу с собой

Серп и молот отравляют Грузии жизнь

Грузинские политики иногда устают от постоянного переливания из пустого в порожнее и прекращают, словно заезженная пластинка, 24 часа в сутки твердить о необходимости восстановления суверенитета над потерянными навсегда Абхазией и Южной Осетией. В эти редкие минуты просветления политический истеблишмент Сакартвело начинает вспоминать о проблемах, действительно важных для страны. Правда, тематика поднимаемых ими вопросов различается кардинально. Представители власти любят витать в облаках, как в прямом, так и в переносном смыслах. Масштабные проекты по воссоединению Грузии со всеми возможными международными организациями пересекаются в их речах с велеречивыми обещаниями превратить страну в идеал демократии, равноправия и достатка. Вот только конкретных сроков реализации хотя бы одного из своих замыслов никто представлять не торопится. Как и отвечать за невыполнение обещанного.

Оппозиция же призывает к куда более необходимым делам - снижению цен на продукты, борьбе с коррупцией госчиновников, решению проблем образования. Решение всех этих вопросов пусть и не выведет руководителей Грузии на первые полосы New York Times или Figaro, но благодарность собственного населения поможет завоевать надолго - на этом и настаивают противники Михаила Саакашвили. Правда, в основном, из непарламентской оппозиции. Обладатели же теплого депутатского места зачастую с удовольствием заражаются вирусом, который давно поразил властную верхушку Грузии, и начинают соревноваться в негласном чемпионате парламента по бесполезности.

Так, один из народных избранников, Гиоргий Тортладзе, сейчас активно настаивает на запрете использования советской и большевистской символики на территории страны. Запрет должен быть введен в Грузии в рамках принятия "Хартии свободы" - этот документ приблизит Сакартвело к таким светочам европейской демократии как Польша и Литва, где подобные акты действуют уже давно. "Хартия свободы", помимо усиления роли спецслужб, предполагает установление ограничений для занятия определенных должностей бывшими членами ЦК компартии, комсомола и КГБ Грузии. "Во всех цивилизованных странах публичное использование советской и фашистской символики запрещено, поэтому и Грузия не должна отставать от цивилизованных стран", - уверяет Тортладзе.

Ему оппонируют не только представители грузинской общественности, но и коллеги-депутаты. Так, христиан-демократ Леван Вепхвадзе отметил, что в случае принятия подобных мер под угрозу сноса попадает даже здание парламента Грузии, поскольку на нем немало символики страны Советов. А лидер партии "Картули даси" Джонди Багатурия подчеркнул, что депутатам лучше заняться проблемой голода в стране - по данным парламентария с подобной угрозой уже столкнулись 2 миллиона грузин.

Однако Гиоргий Тортладзе, несмотря на всю свою нелюбовь к Советскому Союзу, видимо, зачитывался в детстве рассказами про героического Мальчиша-Кибальчиша. Словно вдохновившись его стойкостью, Тортладзе отвергает все обвинения в бесполезности и даже опасности "Хартии свободы". Он заявил, что средства на уничтожение советской символики должны будут выделить именно те учреждения, на которых обнаружатся серпы, молоты, красные звезды и т.д. Видимо, в скором времени грузинским депутатам придется устраивать специальные "антисоветские" субботники и приводить свое место работы в удобоваримый для господина Тортладзе вид.

В свою очередь, руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе выразил уверенность, что подобные инициативы оппозиционного грузинского парламентария не могли возникнуть без одобрения правящего режима. "Вся эта ситуация тщательно срежиссирована. Народ должен верить, что в парламенте есть оппозиция. Для властей выгодно показать, что подобная инициатива предложена именно оппозицией, хотя ее можно назвать этим словом только используя кавычки", - заявил Рцхиладзе в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.

Эксперт подчеркнул, что закон о люстрации - одна из частей "Хартии свободы - мог бы при желании использоваться правящей верхушкой в качестве инструмента давления на своих противников. При этом Гулбаат Рцхиладзе считает, что никаких глобальных разоблачений в ближайшее время ждать не стоит. "Если бы нынешняя власть могла и хотела скомпрометировать каких-то конкретно личностей, она просто дала бы утечку этим архивным материалам без принятий каких-либо законопроектов. Но, видимо, компромата против оппозиции нет, либо он есть, но будут оставаться в тайне от общественности. Дело в том, что публикация таких документов больно ударит по нынешним руководителям Грузии, которые, зачастую, являются выходцами из бывшей советской номенклатуры и органов госбезопасности".

Интересно, насколько далеко пойдет грузинское руководство в своем антибольшевистском запале? Будут ли изъяты из всех крестьянских хозяйств серпы, из кузнечных мастерских - молоты? Станут ли закрывать черным квадратом фигуру Рабочего и Колхозницы на заставке "Мосфильма" при демонстрации советских кинокартин? Тут уж и до изъятия всей красной материи в стране недалеко. Правда, в этом случае пострадает и национальный флаг Грузии - ему придется обойтись без пяти красных крестов. Впрочем, руководство страны, столь тщательное вытаптывающее свое недавнее прошлое, вполне может обойтись и дырявым полотнищем в качестве символа.