"К сожалению, американская политика в регионе, которую обе партии выстраивали последние 20 лет во времена администраций Клинтона и Буша, находится в глубоком кризисе, - цитирует Коэна Кавказ Online. - Например, администрация Обамы настолько внимательно прислушивается к жалобам Москвы, что, по словам грузинского руководства, США им перестали поставлять даже элементарное оборонительное оружие". Вместе с тем политолог отмечает, что у Вашингтона на Южном Кавказе остаются важные интересы, в числе коих - Иран, транзит в Афганистан, энергетика и развитие демократии.
Американских интересов на Кавказе действительно не счесть. Другое дело, входят ли они в список приоритетов из рабочего блокнота Барака Обамы. Безусловно, найти там Афганистан будет несложно, но решать эту проблему лидер США по понятным причинам предпочел не с помощью маленькой Грузии, а в сотрудничестве с крупным и надежным игроком на геополитической карте мира - Россией. К тому же, если и говорить о роли Тбилиси в контртеррористических операциях американских миссионеров, то республика может быть полезна США скорее для операции в Иране. Ведь, как резонно отмечают российские политологи, от Афганистана Грузия находится довольно далеко. Но к сожалению (а, может, и к счастью) для грузин, в Иран американцы входить пока не собираются.
Что касается Сакартвело в роли коридора для доставки углеводородов из Центральной Азии в обход России, то тут ситуация также далеко не самая однозначная. С одной стороны, Запад уже довольно давно и безрезультатно пытается избавиться от российской энергозависимости. И Грузия действительно фигурирует в том мифическом проекте Nabucco, который призван диверсифицировать поставки газа. Но он пока хорош только на бумаге, да и газ для этой "трубы-фантома" брать попросту негде.
Теоретически Грузия могла бы использоваться Соединенными Штатами в качестве плацдарма для давления на юг РФ. Но, как уже было сказано, портить отношения с Москвой Вашингтону сейчас никак нельзя. На носу первый после событий августа-2008 саммит Россия - НАТО, на котором будут обсуждаться совместные проекты ПРО и решение глобальных проблем безопасности.
Остается последнее - американская демократия в массы. Мы все хорошо помним, как до поры до времени друг Джордж усиленно занимался этим вопросом. Впрочем, практически безуспешно. Ведь демократические ценности плохо сочетаются с коррумпированным режимом, к тому же одержимым территориальными галлюцинациями. И, похоже, Барак Обама попросту решил не повторять ошибок своего предшественника.
Как справедливо замечает директор Института политических исследований Сергей Марков, администрация Белого дома сейчас не против нового грузинского президента. "Американские власти были бы счастливы, если бы в Грузии поменялся лидер, - говорит он. - По мнению многих представителей нынешней администрации США, на место неадекватного, патологически лживого президента должен придти кто-то более вменяемый". Политолог считает, что столь негативный настрой администрации Обамы - это результат заигрывания президента Грузии с противниками нынешнего президента США из стана республиканцев. "Демократы разочаровались в Саакашвили, с нынешней американской администрацией у него откровенно плохие отношения", - заявил Марков.
Получается, что на американскую политику на Кавказе повлиял вовсе не кризис, а новый статус Грузии, оказавшейся по ряду причин на задворках геополитических интересов США. На официальном уровне, конечно же, говорится совершенно другое - вспомнить хотя бы недавние обещания госсекретаря Хиллари Клинтон.
В том же условно позитивном духе высказываются и другие официальные лица. К примеру, представитель США по вопросам евразийской энергетики Ричард Морнингстар, который после предположений Коэна подчеркнул: мол, нет никаких признаков того, что нынешняя администрация уменьшит свое внимание к Южному Кавказу.
Но Михаилу Саакашвили, надо полагать, от таких ритуальных заявлений легче не станет. Хорошо хоть вышли мемуары Буша-младшего. Теперь есть что почитать перед сном и потосковать о былых временах.