В ладу с собой

WikiLeaks по-грузински. Новая версия

"Отцвели уж давно хризантемы в саду, а война все живет в моем сердце больном", - так хочется прокомментировать вчерашнюю вакханалию в масс-медиа Сакартвело. Причиной информационной истерии стали депеши американского посла в Тбилиси Джона Теффта в Вашингтон, отправленные им в дни российско-грузинского конфликта в августе 2008 года. По мнению тбилисских интерпретаторов, они свидетельствуют о том, что пятидневную войну начала Россия.

Какие же способные переписать новейшую историю секреты стали достоянием общественности? Из сообщений Теффта становится ясно, что конфликт начался не восьмого августа 2008 года, а раньше - шестого числа. Действительно, откровение. Но, видимо, только для журналистов из Сакартвело, потому что для абхазов и осетин мирная жизнь закончилась в начале 90-х годов прошлого века. А перестрелки на осетино-грузинской границе, ставшие прелюдией к пятидневной войне, продолжались с конца июля. Чтобы выяснить это, совершенно не обязательно ждать компромата от WikiLeaks, можно было заглянуть в ту же Википедию.

Далее. Седьмого августа, если верить документам со скандального портала, подлинность которых, кстати, пока никто не подтвердил, в перестрелках были ранены несколько грузинских миротворцев и один убит. Наверное, это характеризует осетин не лучшим образом, но ответный удар является вполне естественной реакцией на применение силы. Это первое.

И второе - очень важное в контексте этой дипломатической переписки: все сведения о событиях на осетино-грузинской границе Джон Теффт получал от местных политиков, о чем он сам постоянно упоминает. Какую именно информацию могли передать официальному представителю Соединенных Штатов тбилисские авантюристы, догадаться несложно. Любую. Только бы выставить себя в выгодном свете перед главным союзником.

В этом смысле гораздо показательнее комментарии самого посла. Теффт указывает, что седьмого августа четвертая бригада вооруженных сил Сакартвело отсутствовала на учениях. Одновременно к северу от Тбилиси были замечены 30 желтых автобусов, обычно используемых для перевозки сотрудников МВД. Автобусы двигались в сторону зоны конфликта, в них находились люди без опознавательных знаков.

Также он упоминает множество сообщений от наблюдателей ОБСЕ, которые свидетельствовали о массированной переброске людей и военной техники к границе. Грузинские войска стягивались к Цхинвалу, хотя накануне было объявлено о перемирии. Описывая эти тревожные знаки, Теффт ни слова не говорит о России.

Точнее, в депешах, отправленных накануне войны, есть одно упоминание о нашей стране. Посол отмечает, что ни у него, ни у грузин нет ни малейшего представления о том, как поведет себя северный сосед Сакартвело в ответ на эскалацию конфликта в Южной Осетии. Поддержит Россия Цхинвал или постарается выступить в роли миротворца - вот о чем гадал американский дипломат. В том, что вооруженное противостояние разгорится, он ни минуты не сомневался. Получается, Вашингтон прекрасно знал, что готовится на Кавказе, знал и ничего не предпринял. Правда, Джон Теффт призвал своих грузинских друзей "сохранять спокойствие".

Сообщения из Тбилиси в Госдеп от восьмого августа еще красноречивее. Начинаются они победной реляцией грузинского министра иностранных дел Эки Ткешелашвили, которая на брифинге известила иностранных дипломатов об установлении контроля над большей частью Южной Осетии, в том числе над Цхинвалом. Американскому послу чуть ранее о том же сообщил лично Михаил Саакашвили. Окончательная и блестящая виктория, видимо, ожидалась с минуты на минуту. Но триумфального коммюнике не последовало.

Вместо этого, как сообщает Теффт, грузинский президент внезапно призвал международное сообщество помочь его стране в отражении "открытой агрессии России" и объявил о всеобщей мобилизации. Что тут можно добавить? Осечка вышла. Дальнейшее хорошо известно - марш российских солдат к Тбилиси, недожеванный красный галстук и посредничество Николя Саркози.

Когда Wikileaks готовил к публикации свою информационную бомбу, Белый дом прилагал все усилия, чтобы минимизировать возможный негативный эффект для своих интересов. Когда эта бомба разорвалась, опровержений не последовало. Из этого можно заключить, что по крайней мере часть документов достоверна. Возможно, к ним относится и досье по пятидневной войне, вызвавшее такой ажиотаж у грузинских СМИ.

Но при внимательном изучении депеш Джона Теффта становится очевидно, что с победными реляциями в Сакартвело опять поспешили. Ничего принципиально нового в них не содержится. И уж тем более сведений, которые могли бы поставить под сомнение общепринятое мнение о том, что инициатором эскалации конфликта в Южной Осетии была грузинская политическая элита.

Создается стойкое ощущение, что информационную политику в Тбилиси определяют сплошь близкие родственники философа Гегеля из старого анекдота. К нему, если помните, пришли люди и сказали, что реальность плохо согласуется с его философским учением. "Тем хуже для реальности", - ответствовал философ.