В ладу с собой

Российско-грузинский диалог возобновляют деятели культуры

В одном из залов Общественной палаты РФ состоялось первое рабочее заседание российско-грузинской группы по преодолению гуманитарных последствий событий на Кавказе. Вопрос «Кто виноват?» - в повестке дня не значился. Встретились, чтобы постараться понять: «Что делать?» Как вернуться к взаимопониманию, теплым соседским отношениям?

Нужная тональность была задана с самого начала. К собравшимся обратился глава российской делегации, автор и ведущий телепрограммы «Судите сами» Максим Шевченко: «В ситуации, когда политические и дипломатические отношения затруднены или невозможны, у нас есть уникальная возможность начать не просто внятный диалог, но приступить к выстраиванию будущего. А оно зависит не только от политиков, но и от простых граждан. Давайте постараемся сделать так, чтобы детям и внукам было, что вспомнить хорошего».

Затем прозвучали благословения Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана и представителя патриарха Грузии митрополита Чкондидского Петра.

Приверженность единым человеческим и, в первую очередь, нравственным ценностям - вот он, спасательный круг для граждан и Грузии, и России. В Тбилиси верят, что начало диалогу двух народов положила инициатива Патриарха Илии Второго, который посетил Москву на прошлой неделе. В знак дружбы грузинская делегация привезла в дар икону Св. Пантелеймона. «Пусть эта икона поможет нам излечить наши раны, избавит от болезней, которыми болеет и российское, и грузинское общество», - обратился к собравшимся глава грузинской делегации - президент Центра стратегических исследований «Агри» Малхаз Гулашвили.

По ходу выступлений политического обозревателя Николая Сванидзе, президента конгресса национальных объединений России Владимира Хомерики, уже упомянутого Малхаза Гулашвили и других (а высказался каждый из 19 участников) с трудом, но получилось выстроить единую программу совместных действий. Несмотря на эмоции, порой полярные позиции, кажущуюся, на первый взгляд, несовместимость конкретных предложений и инициатив.

Вот, например, бывший посол России в Грузии Вячеслав Коваленко говорит о том, что будущее зависит от внешнеполитического курса Грузии. «России необходимо знать, с кем и как будет выстраивать отношения Грузия. Если продолжится политика прошлых лет, то отношения с Россией будут туманными и сложными», - убежден он. Подчеркнув, что курс должен быть не проамериканским и не пророссийским, а прогорузинским: «Это предполагает не дружбу против кого-то, а сотрудничество со всеми странами». И далее: возобновление культурных и экономических связей возможно при подписании международных документов, по которым каждая из сторон брала бы на себя обязательства не возобновлять военные действия. Но по поводу последней фразы Коваленко представители грузинской делегации едва себя сдержали. А сказал он буквально следующее: "Снятие ожесточения в отношениях между Грузией, Южной Осетией и Абхазией поможет странам строить партнерские отношения на равных».

Волнение гостей понятно. Ведь в Грузии чуть ли не все убеждены, что и Абхазия, и Южная Осетия - часть их страны, говорить нужно о возвращении туда беженцев и о восстановлении территориальной целостности. Но, слава Богу, никакой полемики по этому болезненному вопросу не возникло.

Разве что любимец грузинской и российской публики Гоги Кавтарадзе (актер и режиссер, снялся в 45 фильмах) воскликнул: «После августовских событий многие говорят, что захотят отделиться армяне, проживающие в Самцхе-Джавахети, азербайджанцы в Квемо-Картли. Я тогда задам вопрос - где она, моя родина? Неужели только Тбилиси?»

Повисшую в воздухе паузу нарушил сам же Кавтарадзе. «Мы ведь всегда дружно жили, - сказал он с чувством. - И здесь мы не представляем политиков, мы - народ. Так вот, мой народ не воспринимал российских солдат, которые на танках пришли на нашу землю, как врагов. Многие подкармливали российских солдатиков. За столько веков мы так спаяны, что разорвать невозможно. Это и вселяет в меня надежду, что мы приехали не напрасно, что надежды моих соотечественников оправдаются».

Что же предлагалось в качестве конкретной программы-минимум?

Нужно помочь беженцам вернуться в свои дома... Чтобы диалог был продуктивным, необходимо восстановить воздушное сообщение... Создать русскоязычное медиа-пространство, восстановить роль русского языка...

Директор грузинского "Центра стратегических исследований" Мамука Арешидзе призвал сконцентрировать внимание на ситуации в высокогорном Ахалгорском районе (до августовских событий он находился под юрисдикцией Грузии, ныне там находятся российские военные). «С первым снегом население будет отрезано от жизни, - бьет он тревогу. - Голодать и замерзать будут грузины, осетины и российские солдаты».

Политолога беспокоит и другое: на руках у гражданского населения очень много незаконного и бесконтрольного оружия. После августовских событий эта опасность распространилась по всему Кавказу. Нейтрализовать ее - в интересах и России, и Грузии.

Как это сделать? Как, вообще, реализовать те меры, важность которых никем не оспаривалась? Именно об этом сказал далее Арешидзе: «Грузинская делегация действует на свой страх и риск. У нас нет никаких гарантий, что наши власти прислушаются к тому, с чем мы приедем из России. Поэтому уже первые шаги должны иметь конкретные результаты".

Наверное, участники встречи, которые завершат свою работу в пятницу, в процессе создания программ и проектов постараются озаботиться и реальностью их выполнения. Как верно заметил грузинский политолог, важнее всего - конкретные результаты. И, кстати говоря, первые из них уже близки. В связи с тем, о чем сегодня шла речь на этой встрече, Общественная палата РФ намерена обратиться к российскому руководству с просьбой о возобновлении прямого воздушного сообщения между Москвой и Тбилиси, проведении мониторинга в Алхагорском районе, активизации работы по разрешению проблем насильно удерживаемых лиц (пленных и заложников).

Ирина Пташковская