Однозначно удалось договориться только о проведении очередного, четвертого раунда переговоров в Женеве. Механизмы достижения безопасности и стабильности в регионе дипломаты Абхазии, Грузии, Южной Осетии, России и ЕС обсудят 17-18 февраля 2009 г.
Накануне женевской встречи ситуация в регионе вновь накалилась: приграничное село Переви переходило из рук в руки - от российских военных к грузинским полицейским и обратно. Стороны сообщали о периодически возникавших ночных перестрелках. Грузинский и российский МИД обменивались обвинительными заявлениями. Все признаки говорили о затяжном характере конфликтной ситуации в приграничных районах.
Разумеется, на текущей встрече решить этот комплекс проблем не удалось. Можно сказать, что на третьем раунде в Женеве переговорщики лишь приступили к этому процессу и обсудили подготовленный европейцами проект документа «Предотвращение инцидентов и конфликтов».
Как пишет «Независимая газета», упомянутый документ должен стать базой для создания механизма мониторинга ситуации. Предполагается, что представители сторон смогут еженедельно встречаться и обсуждать текущие проблемы. Предусматривается также встреча в случае необходимости в экстренном случае в течение трех-четырех часов. В документе значится и пункт о допуске европейских наблюдателей на территорию Абхазии и Южной Осетии. Против этого выступают республики. Они настаивают на присутствии наблюдателей миссии ООН на своей территории. Консенсуса по указанным вопросам достичь не удалось, так что обсуждение по многим пунктам этого документа продолжится в феврале.
Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин на итоговой пресс-конференции отметил, что, несмотря на нерешенные проблемы, прошедшие консультации оказались полезными и важными. В то же время он подчеркнул необходимость продолжения дислокации российских войск в Южной Осетии и Абхазии.
Глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев, комментируя завершение третьего раунда международных консультаций, сказал, что Грузия "излишне политизирует" дискуссию.
Международные посредники оценили результаты без эмоций. Спецпредставитель генерального секретаря ООН по Грузии Йохан Вербеке рассказал, что "участники дискуссий предварительно, осторожно и без обязательств обсудили свободное перемещение лиц через контрольные пункты".
А упомянутый выше Пьер Морель подчеркнул: "Все участники консультаций демонстрируют стремление продвигаться вперед". В ходе дискуссий использовалась апробированная схема. Работали две рабочие группы: одна обсуждала вопросы безопасности и стабильности, вторая - возвращение вынужденно перемещенных лиц. Делегаты были представлены в личном качестве, без упоминания страны, которую они представляют. Это снимает спорный вопрос статуса участников дискуссий. Пленарное заседание не проводилось.
Напомним, первый раунд переговоров в Женеве (15 октября) провалился из-за вопроса «статуса» делегаций. Грузинская делегация отказалась сесть за стол переговоров с официальными представителями Абхазии и Южной Осетии. После этого глава МИД Абхазии Сергей Шамба демонстративно покинул зал заседаний. Его примеру последовали российская и грузинская делегации, обвинив друг друга в срыве переговоров.
Вторая встреча в Женеве оказалась более конструктивной. Европейцы предложили новый формат: две рабочие группы, в которых представители разных стран участвуют без табличек с указанием страны, которую они представляют. Новый формат принес ожидаемый прогресс. В этом были уверены и в Москве, и в Женеве. Григорий Карасин тогда отметил, что обсуждение в Женеве "было жестким", но "разговор получился".
На третий раунд переговоров каждая из сторон приехала с новыми инициативами, обещавшими бурные споры.
МИД РФ сообщил, что намерен согласовать конкретные договоренности по вопросам безопасности в регионе, чтобы не допустить нового кровопролития «из-за провокаций на «грани фола» с участием г-на Саакашвили».
В Тбилиси ответили: Москва таким образом «пытается ослабить внимание международного сообщества относительно невыполнения взятых ею обязательств» и на деле «усиливает на оккупированных территориях свой военный контингент».
Абхазская сторона приехала в Женеву с предложением о возобновлении четырехсторонних переговоров в Чубурхинджи (Гальский район в Абхазии). На этот раз с участием представителей Абхазии, ООН, российских военных и Грузии. Тбилиси сразу, еще до встречи в Женеве, отказался даже обсуждать этот вопрос. "Возобновление встреч в Чубурхинджи легализуют присутствие российских войск в Абхазии, - прокомментировал позицию Грузии госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. - Раньше встречи проходили в формате российских миротворческих сил, а теперь миротворческих сил не существует, а территория Абхазии оккупирована".
В Грузии изначально оценивали третий раунд переговоров с неким скепсисом. Накануне женевской встречи замминистра иностранных дел Нино Каландадзе с сожалением сказала: "Переговоры в Женеве проводятся не столь активно, как мы этого ожидали".
Политолог Рамаз Сакварелидзе отметил, что не ожидает позитивных результатов от третьей встречи. По его мнению, «прорыв» в отношениях возможен в новом году: «Придется подождать, пока США не проснутся после выборов, в Вашингтоне не заработает новая администрация, которая и будет разговаривать с Россией. А Россия - с ней».
В Тбилиси также убеждены: европейцам следует поднять вопрос о возвращении грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию, которые покинули свои дома из-за конфликтов начиная еще с 90-х годов. С этой инициативой грузинская делегация приехала в Женеву. В Сухуме уверены: вопрос этот обсуждать можно и нужно, но начинать процесс возвращения беженцев сейчас рано. «Прежде чем требовать возвращения беженцев, нужно создать условия для их возвращения», - аргументирует свою позицию абхазская сторона.
Вопрос беженцев для Грузии - один из самых болезненных. Их численность составляет около 37,5 тысяч человек. Что касается беженцев, покинувших в августе зону грузино-осетинского конфликта, по мнению ряда западных наблюдателей, власти Грузии пока заняты больше привлечением внимания к данной проблеме, но сами решать ее не спешат. Так, комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг после своего визита в Грузию не скрывал разочарования: «Я очень обеспокоен тем фактом, что грузинское правительство, несмотря на материальную помощь со стороны международного сообщества, пока так и не смогло гарантировать нормальные условия и оказать помощь целому ряду перемещенных лиц».
Приходится признать: Новый год многим беженцам придется встречать, увы, не в своих домах. На границе Грузии с Абхазией и Южной Осетией в новогоднюю ночь заступят на боевые посты военные, вооруженные совсем не петардами и хлопушками. Надеюсь, ночь пройдет спокойно. Для всех...
Безопасность в регионе предстоит обсудить в новом, 2009 году. Все надежды на четвертый раунд.
Ирина Пташковская