В ладу с собой

Абхазия: прощай, советский паспорт!


Еще сегодня на пограничном посту Псоу на границе России и Абхазии можно вытащить из карманов широких штанин паспорт гражданина СССР и, гордо предъявив его пограничнику, пересечь границу. На протяжении последних лет это место было единственным на просторах бывшего Союза, где паспорт канувшего в лету государства еще считался удостоверением личности.

Но действие советских паспортов здесь было не прикольной фишкой для ностальгирующих туристов, а вынужденной мерой. В Абхазии все еще есть люди, у которых единственное удостоверение личности - полученный двадцать-тридцать лет назад паспорт СССР. Теперь же они не знают, как им быть.

Один из тех, кто и сегодня остается гражданином великой страны - Зурик Джения. Он не знает, что будет делать завтра, когда его откажутся пропустить через границу. Этот житель абхазской столицы трудится на стройке в Адлере. Раз в неделю он отправляется домой на выходные и в понедельник возвращается назад, на работу. Сейчас Джения в Адлере, и перед ним стоит выбор: остаться здесь и сохранить работу, или уехать домой, но навсегда. Или как минимум надолго.

Зурик Джения отдувается за собственную лень. Жизнь давала ему несколько шансов получить и российское гражданство и абхазский паспорт, но ему не хотелось стоять в очередях. Тем более, пока он не стал работать на адлерских стройках, паспорт ему вообще был ни к чему. Внутри Абхазии многие обходятся вовсе без документов.

Зурик рассказывает, что российские пограничники уже давно не симпатизируют абхазам, переходящим границу с советскими паспортами. Не раз его отказывались пустить в Россию, и ему удавалось пересечь границу только со второй, а то и с третьей попытки. Сейчас Джения остается лишь надеяться на то, что и после первого февраля сможет как-то договариваться с пограничниками и по-прежнему не заострять свое внимание на личной паспортной проблеме.

В паспортно-визовой службе Абхазии корреспонденту GeorgiaTimes не смогли назвать даже приблизительное количество людей, все еще использующих советский паспорт как удостоверение личности. Однако предположили, что с прекращением их действия на границе в «черный список» попадет до 2-3 тысяч человек. По словам сотрудников службы, в этом списке в основном пожилые люди, у которых не было возможности получить новые документы. Но таких как наш герой, которые попросту забыли, или не захотели сделать новый паспорт, все равно набирается приличное количество.

Получить российское гражданство эти люди уже не смогут - время ушло. А вот получить сначала абхазский внутренний паспорт, а потом заграничный, с которым можно выезжать в Россию, вполне им по силам. Правда, на это уйдет порядка двух-трех месяцев.

Прошли те времена, когда жителям Абхазии, чтобы перейти границу, было достаточно предъявить хоть какой-то документ с личной фотографией. Паспорт с засаленными страницами - не единственный реликт, который «канал» на российской границе. Есть еще документ, называемый формой №9. В абхазской интерпретации это - кусок картонки, причем далеко не всегда вырезанный ровно. На этот кусок с неровными краями приклеивалось фото, и вписывались паспортные данные владельца. Был короткий промежуток времени, когда с таким вот "документом" можно было пересечь границу. Отмена действия советских паспортов на российско-абхазской границе - не единственная проблема из тех, что существуют на Псоу. Последним высоким гостем, наблюдающим за царящим здесь хаосом, был глава Счетной палаты России Сергей Степашин. Ни ему, ни другим высоким чинам совесть не позволила проехать мимо. Он вышел из машины и пообещал, что узнает, куда уходят деньги, выделяемые на обустройство российской части пограничного поста.

Узкий мост через речку не позволяет открыть "зеленый коридор" даже для кортежа Степашина. Чиновники вынуждены томиться в той же пробке, в которой застревают обычные водители. Здесь все сделано для "удобства" человека. Например, пассажиры из автомобилей и автобусов высаживаются с вещами, самостоятельно проходят несколько сот метров границы и потом еще могут часами дожидаться, пока проверят транспорт, на котором они едут.

Так продолжается из года в год. Видимо те, кто "держат" эту границу, упорно хотят сохранить громадные рынки по обеим ее сторонам. А самый лучший способ найти клиентов для этих рынков - заставить людей ходить пешком через границу. Пограничники очень хорошо сработались с местными предпринимателями. И ничто - ни признание, ни большая политика - не мешает им в течение 17 лет выгодно взаимодействовать.

Люди привыкли к этой реальности. Многие знают пограничников в лицо. Да и стражи порядка тоже хорошо знают свою "клиентуру". Вот наш Зурик Джения - "ветеран" границы. Он не собирается делать паспорт, он собирается платить пограничнику несколько сот рублей за каждый переход. Он, как и тысячи людей, привыкли к тому, что на границе царит беспредел и коррупция. Бесконечная чехарда с документами научили людей обходить закон, скромно протягивая в окошко паспортного контроля документ с купюрой.

А с купюрой, если постараться, можно пройти границу и по советскому паспорту, и по форме номер девять, и вообще без документов.