В ладу с собой

Саакашвили погнался за Сингапуром и Эстонией

"Я часто говорю, что Грузия будет следовать примеру Сингапура, что Грузия уже сейчас во многих вещах берет пример с Эстонии", - отметил Саакашвили. По словам главы грузинского государства, сейчас европейцы задаются вопросом: зачем зацикливаться на Сингапуре, ведь там совершенно другая ситуация, там совершенно иной режим, а Грузия движется по пути европейской демократии? Как оказалось, на это у Михаила Николаевича уже есть подготовленный ответ.

"Демократия не означает неустойчивость, - рассуждает Саакашвили. - По своим размерам Сингапур даже меньше Тбилиси, а жила страна гораздо хуже Грузии. В этом государстве не было сельскохозяйственных земель, питьевой воды и воды для орошений, природных ресурсов, но ему удалось стать одной из самых богатых стран в мире". Президент Грузии также добавил, что его страна, обладающая плодородной землей, природными ресурсами и талантливыми людьми, заслуживает "лучшей" жизни.

Что ж, чудесное преображение Сингапура из маленькой бедной страны, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок, в азиатский технологический город-рай отрицать нельзя. Действительно, первому премьер-министру республики Ли Куан Ю удалось решить многие внутренние проблемы, что, в итоге, позволило Сингапуру совершить скачок - от страны третьего мира до высокоразвитого государства.

По-видимому, именно стратегия сингапурского премьера, построенная на привлечении иностранных инвесторов и борьбе с коррупцией, так приглянулась президенту Грузии. В свое время он тоже объявил борьбу с взяточничеством, и уровень коррупции упал. А сейчас республика занимается развитием курортной сферы, зазывая туристов со всех концов света.

Но знак равенства между преобразованиями Ли Куан Ю и Саакашвили поставить невозможно. Во-первых, отказавшись брать взятки, грузинские полицейские и судьи вовсе не стали независимыми. Полное гособеспечение привело к тому, что эти люди стали подконтрольны правящему режиму, и будут действовать лишь во благо ему. А во-вторых, у республики сейчас серьезные проблемы с инвестициями. Немудрено - кто захочет вкладывать деньги в раздираемую внутренними противоречиями страну, где беженцы сидят перед зданием парламента, а местный лидер того гляди решит навести конституционный порядок и обстреляет из танков своих соседей осетин?

Как ранее заявил эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, в данный момент у Грузии нет никаких возможностей пойти по пути Сингапура. "В основе экономики "азиатских тигров" лежал прорыв в технологической области, и я не знаю, как Грузия сможет осуществить такой прорыв своими силами. Я не слышал, чтобы у грузин была научно-техническая и образовательная база для таких вещей", - добавил он.

Но если попытки копировать реформы Сингапура еще как-то можно понять, то упоминание в качестве примера Эстонии несколько удивляет. Ведь никакими особыми экономическими успехами Таллин похвастаться не может. Пожалуй, единственное, что роднит эту республику с Грузией - крайне негативное отношение к России. Впрочем, некоторые грузинские эксперты считают, что перспективы сотрудничества Тбилиси со странами Балтии есть. Мол, у этих государств "есть опыт трансформации из постсоветских до европейских".

Однако их российские коллеги не согласны с таким тезисом. Наш собеседник, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский, полагает, что заявление Саакашвили - это попытка рассказать о том, что у Грузии в Европе много союзников. "Один из этих союзников - Эстония. То есть, любая политическая элита, которая выступает в вопросах отношений с Россией настороженно или неприятельствует с Москвой, обязательно рассматривается в Тбилиси как союзница", - говорит эксперт.

По мнению Станевского, президент Грузии уверен, что таким образом у России появляются противовесы: на юге это Сакартвело, на северо-западе это Эстония, и так далее. "И Саакашвили ищет эти противовесы везде, где только можно, и занимается тем, что науськивает на Россию кого только можно, - подчеркнул политолог. - Это его традиционная политика".