В ладу с собой

В Грузии появились ″неприкасаемые″

В Индии, откуда, собственно, по миру и пошло понятие о ″неприкасаемых″, представители этого слоя общества находятся в самом низу иерархической лестницы. Фактически они выполняют роль навозных жуков, разбираясь с проблемой мусора на улицах городов южноазиатского гиганта. Но эпитет ″неприкасаемые″ постепенно приобрел и не столь презрительный смысл. Этим словом стали называть персон, доступ к которым простым людям заказан. Чаще всего такой титул присваивается представителям правящей элиты, излишне заносчивым звездам эстрады, окруженным толпами охранников и т. д. В Грузии же такое прозвище в скором времени могут получить все представители власти. Причем с весьма нелестным оттенком.

Дело в том, что парламент республики не так давно изменил законодательство страны в сторону ужесточения наказания за нападение на полицейских, правительственных чиновников и даже членов их семей, а также на служебное имущество - жилые помещения, транспорт и т. п. Более того, сроки, которые грозят осужденным по этим статьям, весьма велики. Они значительно превышают аналогичные санкции, которые применялись бы в отношении злоумышленников, посягнувших на жизнь и здоровье ″обычных″ людей. Согласно внесенным в Уголовный кодекс поправкам, речь может идти даже о бессрочном заключении.

Естественно, подобное выделение представителей власти в особо привилегированный слой не мог не вызывать отрицательной реакции у общественности. Сколько бы ни рассказывали правители Грузии о том бесконечном доверии, которым якобы пользуются сотрудники МВД и других силовых структур у населения, народ республики не так уж безоговорочно убежден в честности и объективности своих слуг. Так, политическое объединение ″Мы сами″ утверждает, что инициативы правительства свидетельствуют о проведении дискриминационной политики по отношению к собственным гражданам. ″Считаем, что такая норма закона вызовет безнаказанность и злоупотребление служебным положением со стороны самого чиновника или членов его семьи, что создаст клан неприкасаемых с широкими возможностями. Такое законодательство приведет Грузию на уровень развития недемократичных стран, что окончательно положит конец чувству справедливости в нашей стране″, - уверена член движения Лика Нагебашвили.

Она также подчеркнула, что никто не против того, что государство хочет защитить полицейских или чиновников. Но такими же правами должны быть наделены и представители других слоев населения, независимо от близости к власти. Однако для нынешних правителей республики важны только те люди, которые обеспечат сохранность режима. То есть всё те же силовики и сотрудники чиновничьего аппарата, щедро вскармливаемые из государственного бюджета. И такая политика даже не скрывается. Не зря ведь ″Единое национальное движение″ пошло на внесение изменений в Уголовный кодекс, а также приняло запрет на проведение акций и манифестаций в радиусе 20 метров от государственных учреждений как раз после массовых митингов ″Народного собрания″ в конце мая. Протестная активность населения вынуждает власти идти на превентивные меры. И сейчас новые положения УК Грузии позволяют полиции задерживать практически любого участника уличных выступлений. Ведь понятиями ″угроза жизни″ или ″нападение″ можно будет объяснить любое действие оппозиционеров - кроме случаев, когда они станут покорно ложиться на землю при первом появлении спецназа. А подконтрольная судебная система поможет расправляться с неугодными, отправляя их на долгие годы за решетку.

Грузинское руководство очень много сделало для того, чтобы возвеличить проведенные в республике реформы правоохранительных органов. Но многократно выросшие зарплаты и новые здания служат только одному - превращению армии и полиции в верных стражей правящего режима. И власти страны не собираются останавливаться, чему свидетельствуют и принятые изменения в Уголовный кодекс. Видимо, в скором времени дело дойдет и до того, что единственным документом, подтверждающим ваше право на жизнь в Грузии станет, не паспорт гражданина государства, а удостоверение полицейского.