МИД Грузии надумал похвалить патриарха за визит в Москву после того, как христиан-демократы, прочитав новый план правительства Саакашвили, покрутили пальцем у виска: там нет упоминания о России, будто для Грузии фактор соседства с нею не имеет значения. Это в корне ошибочно, как и ушаты грязи, вылитые на Илию II, и запреты виноделам обращаться к Онищенко. Ведь на самом деле все производители вина хотят последовать примеру коньячного завода "Сараджишвили", который уже пробил себе дорогу на российский рынок.
Еще несколько дней назад с подачи Михаила Саакашвили Илия II числился предателем за то, что поехал в Москву на 65-летие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. "Русская церковь объявила крестовый поход по восстановлению Советского Союза, а, следовательно, для непонятливых, по завершению независимости Грузии", - диктовало Саакашвили его воспаленное воображение.
А сегодня грузинский МИД уже приветствовал попытки главы церкви наладить отношения между странами. "Мне сложно оценивать этот визит, поскольку мы, естественно, не принимаем участия в его планировании. Хотя если кто-нибудь может внести вклад в урегулирование конфликта, это можно только приветствовать", - заявила замглавы ведомства Нино Каландадзе на брифинге. Естественно, за этим последовали пояснения, что примирение в ближайшем будущем невозможно. Но все же, если вспомнить кампании травли оппозиционеров, пробивавших авиасообщение Москва-Тбилиси и обмен пленными с Южной Осетией, то новое заявление МИДа - это прямо-таки откровение.
Хотя понятия "враг" и "оккупант" по отношению к России все еще преобладают в речах грузинских политиков, они прекрасно понимают, что в ее руках - благоденствие Грузии. Поэтому, когда в стратегическом плане развития страны о северном соседе нет ни слова, это вызывает удивление. Но публично сказать об этом решаются немногие. В числе таких смельчаков, не побоявшихся ярлыка "агента КГБ", оказался лидер христиан-демократов Георгий Таргамадзе. В ходе политических дебатов в парламенте он заявил, что для экономического развития Грузии решающее значение имеет урегулирование отношений с Россией.
Христиан-демократы, хотя и считаются оппозицией власти, все же являются довольно умеренным ее крылом и никогда особых симпатий к Кремлю не испытывали. Но даже для них сейчас совершенно очевидно, что все планы Грузии, ориентированные на привлечение инвестиций и туристов, рассыпаются в пыль при одном только упоминании об угрозе новой войны.
Пока не будет стабильности и безопасности, большинство из десяти пунктов стратегии останутся пустой болтовней. Та же свободная экономическая зона в Поти, отметил Таргамадзе, никак не заработает именно потому, что призрак 2008 года еще не забыт. "Если ваша задача привлечь как можно больше инвестиций, тогда нужно добиться стабилизации отношений с северным соседом и минимизировать риски для инвесторов. А не наоборот, как вы устроили истерию в СМИ, когда Патриарх находился с визитом в Москве. Мы поставили этого человека в очень неудобное положение. Такая истерия неприемлема для решения тех задач, которые подразумевают создание гарантий безопасности для инвесторов", - резюмировал Таргамадзе.
Оппозиционеры попали прямо в ахиллесову пяту правительства Саакашвили. Вот МИД и встрепенулся, и запел соловьем в адрес Илии II.
Христиан-демократы, как и большинство грузин, воспринимают соглашение с Россией по поводу ВТО как свою победу - из-за того, что на границах Абхазии и Южной Осетии должны появиться международные наблюдатели. И уж если Россия на это пошла, то она, по логике Таргамадзе, "фактически признала границы Грузии", так что вроде и делить с нею больше нечего. Пусть же власти страны не ставят палки в колеса производителям вина при возвращении в Россию.
Ведь в либеральной Грузии уже дошло до того, что министр экономики Вера Кобалия прямо указывает предприятиям, с кем им надо сотрудничать, а с кем нет. Ее заявления по поводу нестабильности российского рынка и необходимости расширять экспорт все расценили как приказ. Компания, выпускающая "Боржоми", до того испугалась правительственных санкций, что вообще открестилась от каких-либо переговоров с Роспотребнадзором. Винные заводы тоже стушевались и начали мямлить, что им и так неплохо живется, будто мощностей хватает только на Европу.
Но когда производитель коньяка "Сараджишвили", пусть окружным путем - через американскую компанию-партнера "Группа Оптима" Гиоргия Пилиева, нашел общий язык с главным врачом России Геннадием Онищенко, все винные компании Грузии тут же признались агентству "Пирвели": "Мы тоже мечтаем об этом". "Киндзмараули", "Тбилвино", "Багратиони", "Бадагони" - все уверены, что открытие российского рынка будет, "безусловно, хорошим явлением", так как он является "потенциально привлекательным" и "интересным".
Уж чего только не делало правительство, чтобы поднять экспорт в другие страны. И торговые марки запатентовало, и заграничных журналистов на пресс-туры привозило. А теперь еще и закрепило статус культурного наследия за квеври - глиняной емкостью для игристого вина. Но до 60 миллионов бутылок, которые Грузия до 2005 года ежегодно отправляла за рубеж - в основном в Россию, - еще очень далеко.
И все же идти по пути "Сараджишвили" ни одна из винных компаний не спешит. Ведь министр Вероника Кобалия не только рекомендовала не связываться с Онищенко, но еще и дала несбыточное обещание: мол, в рамках правил ВТО Россия вскоре будет обязана снять эмбарго. И тогда все желающие автоматически заполучат российских ценителей "Саперави" и "Музукани".
Геннадий Онищенко с такой трактовкой не согласен. Без его разрешения сквозь границу даже мышь не пробежит, будь Россия в ВТО или вне его. Часть грузинских экспертов тоже не верит в автоматическое снятие запретов. Экономист Нодар Хадури полагает, что если Грузия затеет тяжбу в рамках торговой организации, обвинив Россию в дискриминационном подходе, это еще не будет означать победы над эмбарго. "В какой срок суд рассмотрит это дело, какое вынесет решение, и подчинится ли Россия, - это уже другой вопрос. Если вы посмотрите на динамику этих судов, то чаще всего жалобы поступают на США. Маленькие страны жалуются на США из-за того, что они создают запреты для них. Но Соединенные Штаты никто не исключает из ВТО", - отмечает Хадури.
Единственный путь, который действительно откроет дорогу грузинскому алкоголю - это путь переговоров с Роспотребнадзором, и это на проспекте Руставели должны понимать так же, как поняли, что Илия II, поддерживающий связи с Русской православной церковью, делает это на благо Грузии.