В ладу с собой

Рухадзе бичует словом, а Халваши – фильмом

"От меня требовали уговорить Инну Гудавадзе (вдову Бадри Патаркацишвили, скончавшегося в феврале 2008 г.) согласиться на предложение Джозефа Кея о передаче ему большей части активов, а также о передаче компании "Боржоми" управляющему "Вимм-Билль-Данн" Давиду Якобашвили", - завил Ираклий Рухадзе.

И назвал имена авторов настоятельных просьб: столичного мэра Гиги Угулава и экс-министра обороны Давида Кезерашвили. "Разговор состоялся в кабинете мэра, однако в основном со мной говорил министр обороны", - утверждает Ираклий Рухадзе, который, по его словам, ныне находится в Лондоне.

ИА GHN отмечает, что это первые заявления Рухадзе после того, как принадлежащая ему автомашина марки "Mercedes" взорвалась на тбилисской улице Шардена, перед гостиницей "Мейдан Палас" 24 июня 2008 года.

История с активами Патаркацишвили и принадлежавшим ему телеканалом «Имеди» («Надежда») - одна из самых нашумевших. Оппозиция во время прошлогодних ноябрьских митингов требовала от властей возвращения телеканала в собственность его законных владельцев - семьи Патаркацишвили. Это же требование оппозиция намерена выдвинуть и во время запланированных на весну акций протеста.

В конце 2007 года «Имеди» был разгромлен ОМОНом, дабы владельцу было не повадно делать антиправительственные заявления. Телеканалу разрешили по настоянию Запада возобновить вещание только в мае 2008 года. Однако теперь он уже не оппозиционный, а развлекательный. Власти объясняют смену тематики желанием нового владельца.

Дело в том, что после смерти Бадри Патаркацишвили свои права на телеканал заявил его сводный брат, гражданин США Джозеф Кей (Иосиф Какалашвили). Он предъявил документы, которые якобы свидетельствуют о переоформлении имущества и акций телекомпании на него. Члены семьи и представители грузинской оппозиции обвинили Джозефа Кея в мошенничестве и использовании поддельных документов. По их мнению, он действовал в сговоре с грузинскими властями, заинтересованными в том, чтобы лишить телеканал оппозиционной направленности.

В ноябре 2008 г. вдова Патаркацишвили Инна Гудавадзе написала Саакашвили открытое письмо с просьбой оказать содействие в возвращении телеканала. Подчеркивая, что у нее нет политических амбиций, но она понимает: в данном случае невозможно обойтись без вмешательства президента.

Тот до сих пор хранит молчание. Откровения же Рухадзе лишь подтверждают версию оппозиции: государство, преследуя свои интересы, намерено отобрать активы и «Имеди», и других компаний, принадлежащих Патаркацишвили.

Тем временем продолжение получила еще одна история. 30 января в офисе народного защитника прошла презентация фильма «Кодекс мести», который рассказывает о преследовании Кибаре Халваши - друга экс-министра обороны Ираклия Окруашвили и бывшего гендиректора телеканала «Рустави-2». Автор фильма журналист Вахтанг Комахидзе использует в фильме документальные записи: как был опечатан офис Халваши, как преследовали его родственников и друзей.

Отметим, что в середине января Халваши получил статус политэмигранта в Германии.

В фильме же он рассказывает, что другой, недавний министр обороны Давид Кезерашвили в «лучших традициях» силовиков рекомендовал ему связаться с Окруашвили и посоветовать отказаться от сотрудничества с оппозицией, а заодно и от скандальных обвинений. Окруашвили, когда-то друг и соратник президента Саакашвили, обвинил его и окружение в антигосударственной деятельности и заказных убийствах. Взамен, как утверждает в фильме Халваши, ему предлагали «господдержку» в ведении бизнеса и даже министерский пост на выбор.

Нужно отметить, что заявление Рухадзе и картина «Кодекс мести» продолжили череду прошлогодних разоблачений. В ноябре, напомним, экс-посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили сначала обнародовал информацию о том, что Саакашвили первый начал военные действия в августе и готовился к этой операции давно. Затем он же обвинил власти в давлении на бизнес и в «экспроприации» акций телекомпании «Рустави-2». В связи с чем подал судебный иск. Несколько дней спустя Кибар Халваши потребовал от генеральной прокуратуры начать расследование по факту незаконного захвата властью уже двух каналов - кроме "Рустави 2", и "Мзе" («Солнце»), совладельцем которых он являлся.

Первым он руководил с 2004 г. Канал превратился в рупор проводимых реформ, а также в площадку для выступлений Окруашвили - главного «ястреба» в правительстве. Но затем он и президент поссорились. Не замедлил случиться и скандал на телеканале. Сначала ведущая рейтингового ток-шоу Эка Хоперия в прямом эфире заявила, что испытывает давление со стороны властей, отцепила с костюма микрофон и сказала всем до свидания. Уволились и другие недовольные властью журналисты.

Сам Халваши не успел тогда сделать громких заявлений. Против него возбудили уголовное дело, обвинив в коррупции. Ходили слухи, что у него, наряду с «Рустави-2», «экспроприировали» также бизнес, связанный со строительством и торговлей. Обо всем этом и повествует фильм.

На новую волну компромата власти пока не обращают внимание. Но примечательна оценка, высказанная президентом Саакашвили во время недавнего телевизионного общения с народом: «К сожалению, в Грузии произошла полная политизация офиса омбудсмена, и он отдалился от вопроса непосредственной защиты прав человека».

Применительно к ситуации, о которой говорится выше, не совсем понятно: за какого человека должен был заступиться омбудсмен? За гонимых обличителей или... за самого президента?..

Ирина Пташковская