В ладу с собой

Иран и Россия: денежки врозь?

Финансовые отношения между иранским посольством в России и банком "ВТБ 24" дали трещину. Как сообщил посол Ирана Махмуд Реза Саджади, сотрудники банка ни с того ни с сего заявили, что "ВТБ 24" не может больше обслуживать счета работников посольства республики. В банке заверяют - опасения Саджади излишни и никакой политической подоплеки в сложившейся ситуации нет. Есть ли у иранской стороны повод беспокоиться за свои деньги на российских счетах, выяснял корреспондент GTimes.

Вчера иранский посол в России Махмуд Реза Саджади написал в своем блоге: "D 15:00 сотрудник посольства, ответственный за работу с банками, отправился в отделение банка "ВТБ 24", с которым сотрудничает посольство. Ему сообщили следующее: "персонал посольства должен снять со счетов все свои деньги до 18:00 текущего дня, или их счета будут закрыты, а деньги конфискованы".Сотрудник посольства пояснил персоналу банка, что этот срок очень невелик и выполнить подобное практически невозможно. Более того, такое поведение со стороны банка является грубым, непрофессиональным и характерным только для стран третьего мира. Даже британские и французские банки были не готовы вести себя с дипломатическим персоналом наших посольств таким образом". Сотрудник "ВТБ 24" выслушал иранца и ответил, что таково распоряжение топ-менджеров банка, с которым "ничего нельзя поделать". Саджади, чтобы помочь своим коллегам, отменил важные встречи и сам отправился в банк. "Там я выяснил, что моя кредитная карта заблокирована! Это значит, что банк не сдержал даже свое собственное обязательство", - записал посол в своем ЖЖ. Он добавил, что ощущает "лишь сожаление по отношению к топ-менеджерам банка". По словам дипломата, "небольшой процент иностранных акций" заставил "ВТБ 24" "так прогибаться и преступать даже элементарные этические нормы".

Пресс-служба "ВТБ 24" быстро отреагировала и выступила с официальным заявлением по поводу закрытия иранских счетов. По словам представителей банка, эта информация не соответствует действительности. "Речь идет о прекращении зарплатного проекта. С точки зрения бизнеса, он был недостаточно эффективным, поэтому было принято решение о прекращении этого проекта. Все сотрудники посольства были заблаговременно предупреждены об этом", - сказал представитель банка. Глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов рассказал журналистам, что никакой политической подоплеки в произошедшем нет, а карты всех сотрудников посольства действительны. "Наверное, такая реакция связана с напряженностью вокруг Ирана. Мы пока их обслуживаем", - ответил Задорнов на вопрос о заявлении Махмуда Реза Саджади.

Однако иранская сторона утверждает, что в словах представителей "ВТБ 24" правды нет. В ответном заявлении посольства ИРИ в РФ говорится, что банк заблокировал счета некоторых сотрудников посольства. "1 марта 2012 года Банк "ВТБ 24" неожиданно объявил, что принял решение закрыть счета дипломатов и других работников посольства Исламской Республики Иран, и в этой связи владельцы счетов должны до конца работы банка закрыть свои счета. В противном случае до 24-00 этого дня все счета будут закрыты, а средства на счетах блокированы. При этом указанный банк заблаговременно не извещал посольство о своем намерении и начал блокировать счета еще до конца рабочего дня. Эти действия откровенно противоречат международным договорам и конвенциям, расходятся с нормами дружеских отношений между двумя странами и выходят за рамки международных правил и норм взаимоотношений. Посольство Исламской Республики Иран в Москве, сохраняя за собой право и дальше отслеживать ситуацию, расценивает указанные действия этого банка как акцию, направленную на реализацию односторонних санкций, как незаконную акцию, проводимую из-за океана Соединенными Штатами Америки в такой огромной стране, как Россия. Безусловно, существующие добрососедские отношения между правительствами и народами Ирана и России являются настолько давними и прочными, что им не могут навредить подобные неблаговидные, выходящие за рамки нормальных акции".

Иран сейчас действительно находится в валютной блокаде, и переживания посла ИРИ в России Махмуда Реза Саджади понятны. Настолько ли они беспочвенны, как преподносит президент "ВТБ 24"?

Банк "ВТБ 24" - часть международной империи группы ВТБ. Российско-американская финансовая группа (RAFG) из США, немецкая корпорация Euroleasing, банк Ost-West Vermögensanlagen - далеко не полный перечень иностранных фирм, зафиксированных в качестве аффилированных лиц банка. Аффилированное лицо - это структура, способная оказать влияние на деятельность банка. Иностранные кредитные организации, следуя антииранским санкциям, введенным международным сообществом, сейчас расторгают с Исламской Республикой все отношения и закрывают ее счета. Более того, начиная с июня 2012 года США имеют право наказать любой банк, который будет изобличен в каких-либо сделках, связанных с иранской нефтью. Россия заявила, что не намерена присоединяться к санкциям против Ирана. Однако "ВТБ 24", как и многие другие российские банки, тесно связан с европейскими и американскими структурами. Эти структуры вполне могут дать знать, что мировому финансовому сообществу не нравится, что международный банк проводит финансовые операции иранского посольства в России. Требования к банку вполне могут иметь характер жесткого ультиматума: или расторжение отношений с иранцами, или большие проблемы. Вполне возможно, что топ-менеджеры "ВТБ 24", дабы обезопасить свой банк, будут вынуждены выбирать второй вариант.

Так был вынужден сделать в декабре прошлого года дубайский Noor Islamic Bank (NIB). Он был главным каналом Ирана по получению доходов от продажи нефти в течение четырех лет. Между банком и Исламской Республикой сложились доверительные отношения, которые высоко ценятся в деловой среде. В декабре 2011 года на NIB надавила рука Вашингтона, которая прервала все отношения банка с Ираном. Примеру NIB были вынуждены последовать кредитные организации Европы, которые проводили иранские транзакции в евро. Иран, оказавшись в валютной блокаде, предложил ряду стран перевести операции в национальные валюты. Россия, один из главных союзников ИРИ, согласилась работать с Ираном в российских рублях.

Не исключено, что этот фактор и побудил международные структуры надавить на Россию через ее же собственные банки. Об этом GTimes рассказала Дарья Дерябина, главный редактор экономического портала Bigness.ru.

"Очевидно, что Совет безопасности ООН медленно, но верно превращается в инструмент для того, чтобы оправдать свержение неугодных Западу режимов.Но следует отметить, что Россия, которую мировое сообщество пригвоздило ярлыком пособника Ирана, выступает против кровопролития и любой интервенции, в отличие от Соединенных Штатов, рвущихся в Исламскую Республику на всех парах. Мы не следуем политике двойных стандартов. Действительно, Москва до последнего будет поддерживать Тегеран, поскольку вмешательство в иранские дела чреваты угрозой уже нашей национальной безопасности. Однако мы видим, что Россия готова на любые адекватные меры, чтобы остановить это варварское нашествие. Блокировка счетов иранского посольства - настоящая или мнимая - тому подтверждение и явный сигнал. А если уж говорить о политике двойных стандартов, то не стоит забывать о банке Europaeisch-Iranische Handelsbank, зарегистрированном на территории Германии, которая, между прочим, поддержала экономические санкции против Ирана. В интересах Иранского агентства по вооружениям, аэрокосмического агентства, а также Корпуса стражей исламской революции он ежегодно совершает операции примерно на один миллиард долларов. Примечательно, что EIN - единственный банк, не упомянутый в соответствующих резолюциях ООН, а значит, он не попадает ни под одну санкцию. Забавно, не правда ли?"