В ладу с собой

Тбилиси: возвращение «бывших»

Последний опять же из «ястребов». Если Окруашвили только обещал встретить 2007 год в Цхинвали, то Китовани в 1992 году посылал свою гвардию в поход на Абхазию. А в 1995 оказался за решеткой «за создание незаконных вооруженных формирований».

За плечами у Тенгиза Китовани уже значится одна революция. Тогда, правда, смена власти не именовалась революцией, просто в далеком 91-ом национальная гвардия, которой руководил Китовани выступила против первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа и поддержала возвращение Шеварднадзе. Ныне, находящийся в Москве Китовани заявил, что намерен принять участие в запланированных оппозицией акциях протеста.

Как выясняется, противники у Саакашвили - не только в Москве. На прошлой неделе в Вене будущие перспективы Грузии (именно так называлась конференция, организованная Австрийской академией свободы) обсуждали опальный бизнесмен Леван Пирвели, экс-губернатор региона Квемо-Картли Леван Мамаладзе, а также представители окружения бывшего главы Аджарии Аслана Абашидзе.

Посему Михаил Николаевич решил предупредить: «Реваншистам не удастся вновь вернуться в Грузию и устанавливать здесь свои порядки». Об этом он заявил 14 марта в Кутаиси, сообщает «Trend News». Возможно, по иронии судьбы, но в тот же день Тенгиз Китовани, который в 2003 году поддерживал Саакашвили, выразил готовность подключиться к нынешним «революционным процессам» в Грузии. Представитель «старой гвардии» напомнил общественности о грехах прошлых властей. Он заявил, что Эдуард Шеварднадзе сам устроил теракт против себя, и обвинил в его организации бывшего министра госбезопасности Игоря Гиоргадзе. (Речь идет о событиях 1995-го года). «Я не то, чтобы поддерживал Игоря Гиоргадзе, - отметил Тенгиз Китовани, - я отмечаю, что он гоним Шеварднадзе, который сам и устроил против себя теракт».

Бывший глава КГБ Игорь Гиоргадзе, на которого делала ставку Москва, считался в Грузии отыгранной картой. На родине он не был лет 15, у него не осталось ни соратников, ни сторонников. Представители партии «Справедливость», объединяющей его приверженцев, в сентябре 2006 года были арестованы по подозрению в подготовке госпереворота. Реанимировать партию не удалось. Года два назад своей лояльности к Игорю Гиоргадзе не скрывала разве что Ирина Саришвили (супруга Гии Чантурия - соратника Звиада Гамсахурдиа). Но на внеочередных президентских выборах 2008 года она набрала лишь 0,2% (таков был рейтинг Игоря Гиоргадзе, которого она фактически представляла).

Ведь симпатии к России в Грузии расценивались, чуть ли ни как предательство родины. После августа, в грузинском обществе произошло переосмысление многого. Несмотря на негативную реакцию по поводу признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, общественность так и не получила ответа на вопрос: кто виноват в таком развитии событий. Поэтому, если будет доказана непричастность бывшего главы грузинского КГБ к теракту на Шеварднадзе, то на политической арене может появиться еще один претендент в президенты. Причем с явно пророссийской ориентацией. Насколько это вероятно и каковы его шансы - другой вопрос.

Однако впервые за 14 лет грузинская оппозиция проявила некую лояльность к Гиоргадзе, которого долго иначе как «агентом Кремля» в Грузии и не называли. Неделю назад оппозиционеры просили власти допустить Игоря на похороны отца - лидера компартии Пантелеймона Гиоргадзе. Один из руководителей «Республиканской партии Грузии» Паата Закареишвили сказал грузинским СМИ, что это вопрос морали. Смог попрощаться с отцом Игорь Гиоргадзе или нет - неизвестно. Между тем вероятно, что он, как и другие «бывшие», намерен вернуться в активную политику.

Так что перед Саакашвили просто ребус - кто из «бывших» наиболее для него опасен. Тот же Тенгиз Китовани обмолвился, что у него есть «свои ребята» в Грузии, те, кто воевал вместе с ним в Абхазии, А таких - 25 тысяч. По словам Китовани, он готов вмешаться в события, если власти применят против народа силу. А так он определил свое место рядом со «здоровыми силами», под которыми подразумевает альянс Ираклия Аласания. Здесь не грех вспомнить слухи из неофициальных СМИ о том, что Ираклий Аласания - родственник президента Михаила Саакашвили (мать президента носит фамилию Аласания), а также «крестный сын» опального экс-министра госбезопасности, пророссийского лидера оппозиции Игоря Гиоргадзе. Правда, сам Ираклий эту информацию опровергает.

Ирина Пташковская