Мужчина и женщина

Переговорам конец или перерыв?

Очередная встреча по урегулированию и предотвращению инцидентов сорвана. Как и пообещал 11 ноября в Женеве полномочный представитель президента РЮО по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев, сотрудничество продолжится только после внятного ответа Грузии по судьбе похищенных осетин.

«Есть неопровержимые доказательства, видеоматериалы, свидетельствующие, что Хугаев, Икаев, Плиев, Кабисов находятся у грузин. И до тех пор, пока мы не получим информацию о них, мы не будем участвовать в работе механизмов» - заявил сегодня Чочиев.

Это требование носит ультимативный характер. «Будет информация - будет и участие в работе» - подчеркнул полпред президента Южной Осетии.

Напомним, Алан Хачиров, Алан Хугаев и Солтан Плиев исчезли 13 октября 2008 года в районе осетинского села Дван, на дороге, разделяющей его с грузинским селом Кошка. По словам свидетелей, их похитили грузинские полицейские.

На последнем раунде женевских дискуссий грузинская сторона жестко поставила вопрос об освобождении попавших в цхинвальский СИЗО подростков из Тирдзниси. В Тбилиси заявляют, что мальчиков «похитили» близ осетинской границы, а не поймали со взрывчаткой на улицах Цхинвала. Ситуацию усугубляет недоверие осетин к европейским экспертам, которых не допускают к расследованию преступления.

В Эргнети грузинская сторона собиралась снова потребовать освобождения школьников, которых собираются держать в предварительном заключении два месяца по обвинению в незаконном пересечении границы и хранении взрывчатых веществ.

Осетин это категорически не устраивает. Они уже неоднократно отпускали задержанных грузинских граждан после встреч по урегулированию инцидентов. При этом Цхинвал уже много раз ставил вопрос о своих похищенных ребятах, а Тбилиси помогать в поисках Плиева, Хачирова и Хугаева не стал.

Возможно, искать уже некого, и Грузия боится отпугнуть этой новостью своих международных покровителей. «Есть основания считать, что в отношении них была применена внесудебная казнь», - заявил на октябрьском заседании Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ член осетинской делегации Олег Кудухов.

По его же словам, кроме этих троих парней из Южной Осетии с августа 2008 года пропало около 20 человек. Некоторые их них находятся в тюрьмах, информацию по другим осетины тщетно требуют от Грузии из раза в раз.

В частности, так и не прояснилось местонахождение Маирбега Тедеева, Радика Икаева, Дмитрия Гаглоева и Тамаза Кабиcова. Грузины считают их без вести пропавшими. Но как отметил Санакоев в разговоре с ИА «Осинформ», если говорить о Радике Икаеве, то есть видеосъемка, где ясно видно, что он сидит в плену у грузинских военнослужащих.

Неудивительно, что смысла в дальнейших встречах в Эргнети осетины не видят. Пользу от них пока получала только грузинская сторона.

Миссия наблюдателей ЕС, выступающая посредником на грузино-осетинских переговорах, уже выразила сожаление по поводу сорванной встречи. «Постоянный диалог является единственным путем», - заявил глава Миссии посол Ханс-Йорг Хабер. По его словам, «несмотря на недовольство в связи процедурными разногласиями... все участники должны ценить значимость данного форума, как инструмента для обмена информацией и обсуждения конкретных случаев на месте».

Миссия отмечает, что обмен информацией неоднократно помогал вернуть домой мирных граждан и призывает участников переговоров вернуться к диалогу.

В Грузии негативно восприняли новость об отказе Южной Осетии от встреч. «Мы сожалеем о том, что из-за каких-то политических амбиций срываются переговоры», - заявил в интервью GeorgiaTimes заместитель госминистра по вопросам реинтеграции Давид Раквиашвили.

Он не захотел объяснить, какую подоплеку усматривает в срыве переговоров, кроме ультиматума о похищенных осетинах.

По его данным, Грузия предоставила всю имеющуюся у нее информацию о них. «Мы неоднократно предлагали сделать совместное расследование и запрашивали все данные, какими располагает осетинская сторона. Если у нас новой информации нет, мы же не будем ее выдумывать?» - пояснил Раквиашвили.

Судьба грузинских подростков в осетинской тюрьме, по его словам, тоже остается неопределенной. «То цхинвальские власти говорят, что скоро их выпустят, то обещают держать два месяца. Что с ними будет - непонятно», - говорит замгосминистра. Судить о состоянии детей грузинским властям приходится по сообщениям средств массовой информации.

Раквиашвили считает, что требования осетинской стороны не имеют отношения к реальному положению дел и тем важным вопросам, которые обсуждаются на женевских переговорах.

Что касается перспектив дальнейших переговоров с осетинскими представителями, то, по мнению нашего собеседника, это зависит от позиции российской стороны, а не Южной Осетии. «Я - за проведение дальнейших встреч, потому что они помогают предотвращать и разрешать некоторые инциденты и спасают грузинские села от бесконечных похищений и погромов», - отметил Раквиашвили.

Кстати, вместе с грузино-осетинским «механизмом» начал буксовать и грузино-абхазский переговорный процесс. Встреча в Гале на этой неделе прошла безрезультатно, по мнению грузинской делегации.

Грузии не удается добиться разрешения на беспрепятственное пересечение границы с Абхазией для жителей грузино-населенного Гальского района новой республики.

Штрафы, установленные Сухумом за нарушения пограничного режима, Тбилиси и ЕС считают «поборами». Абхазские участники встречи объяснили свою позицию положениями Кодекса административных правонарушений.

Замминистра иностранных дел Максим Гвинджия также сообщил «Апсныпресс» о претензиях Тбилиси по нападениям и обстрелам, которые якобы устраивают российские военные. Он заверил, что подобные сообщения чаще всего приходят из недостоверных источников.

Что будет в дальнейшем с подобными встречами конфликтующих сторон? Увы, пока события вокруг них не настраивают на позитивный лад.