Мужчина и женщина

Приговорен к посту и молитве

Прокуроры, надзиратели и монахи теперь вместе будут перевоспитывать криминальные элементы грузинского общества. Сегодня Патриархия, Главная прокуратура и министерство по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи подписали меморандум о сотрудничестве, в соответствии с которым покаявшиеся православные осужденные смогут отбывать наказание в монастырях.

«Подписание меморандума значимо с той точки зрения, что он будет способствовать активизации в Грузии практики отбывания наказания в виде полезных общественных трудов», - прокомментировала министр по исполнению наказаний Хатуна Калмахелидзе.

«Речь идет о церквях и монастырях, где ведутся строительные и другие работы, где люди могут своим трудом приносить пользу обществу», - добавил митрополит Ахалцихский и Таокларджетский Теодор.

Если бы до такого додумались во Франции, то сейчас бы генеральный контролер Жан-Мари Деларю не сетовал, что даже в благоустроенных тюрьмах заключенные маются от скуки и безделия.

В Грузии церковь сотрудничает с тюрьмами уже несколько лет. Ежегодно заключаются соглашения с правительством, которые предусматривают трудоустройство заключенных на общественно полезных работах в церквях и монастырях.

В декабре прошлого года, к примеру, правонарушители, которые стоят на учете в Имеретинском бюро пробации, приняли участие в строительстве монастыря в Харагаули. 12 «пробационеров», как называют в Грузии условно осужденных, сами изъявили желание участвовать в строительстве, сообщали грузинские СМИ.

Духовное перевоспитание преступников в целом приветствуется грузинским обществом. Однако в сентябре прошлого года оппозиция Грузии была возмущена переводом из тюрьмы в монастырь с благословления Патриарха убийц Сандро Гиргвлиани. Бывшие сотрудники МВД, превышение полномочий которых привело к смерти молодого банковского служащего, едва отсидели половину срока. И, несмотря на огромный резонанс этого дела, полицейских включили в число 388 счастливчиков, которым заключение было заменено на нетюремное наказание.

Помимо Церкви, в исправлении преступников в Грузии принимают участие культурные учреждения. Так, в феврале этого года меморандум о сотрудничестве с «тюремным» ведомством подписала Академии Художеств. Документ преследует несколько целей: реинтеграцию осужденных в общество, предотвращение преступлений и популяризацию искусства в исправительных учреждениях. И этот же меморандум позволяет использовать осужденных на различных реставрационных работах.

Что ж, эксплуатация тюремной рабочей силы для процветания страны - идея не новая. Ее прекрасно воплощал в жизнь земляк Михаила Саакашвили Иосиф Сталин-Джугашвили, используя труд сосланных в лагеря. А чтобы сила эта прибывала, заключенных должно становится все больше и больше. Правительство Грузии после «революции роз» эту задачу решает на «отлично». Если в 2003 году заключенных в стране было 5 тысяч человек, то сейчас - 21 тысяча.

И это официальные данные, о которых глава МВД Вано Мерабишвили говорит с нескрываемой гордостью. «Естественно, это не хорошо, но мы обязаны бороться с преступностью, а место преступника в тюрьме», - заявил министр 5 марта, подводя некоторые итоги своей деятельности.

Показатель борьбы с преступностью в стране, по его словам, приближается к аналогичному показателю государств Европы. В стране больше не царствует коррупция, и в Грузии нет «воров в закон». «Если согласно опросам, в период «Революции роз», 65 процентов десятиклассников хотели быть «ворами в законе», а 25 процентов девочек хотели замуж за «воров в законе», то теперь этот показатель в обоих случаях составляет 0,01 процента», - отметил он.

Тюрьмы и в европейский странах - зрелище далеко не из приятных. Но в Грузии проблема усугубляется тем, что количество заключенных растет быстрее, чем число мест для их содержания. Уже одно это создает нечеловеческие условия, из-за которых периодически вспыхивают бунты в колониях. К тому же грузинские надсмотрщики не церемонятся с практически бесправными обитателями мест не столь отдаленных.

Кроме того, в тюрьмы попадают не только коррупционеры и воры. Начиная с 2007 года, ведомство Мерабишвили удачно расправляется и с политическими оппонентами правящей верхушки. Оппозиционеров обвиняют в шпионаже, подбрасывают им оружие или наркотики, сажают за участие в митингах.

Все это, кстати сказать, отмечено в новом докладе Госдепартамента США о правах человека в мире в 2009 году, опубликованном сегодня. Правда, тут же приводятся и положительные тенденции: изменение Уголовного кодекса, введение института присяжных. Да и само грузинское министерство пробации, исполнения наказания и юридической поддержки было сформировано в прошлом году с целью разгрузить тюрьмы и внедрить новые, более гуманные, способы исправления преступников. А возглавил его сначала «демократизатор» Дмитрий Шашкин, а теперь и вовсе миловидная женщина Хатуна Калмахелидзе.

Оппозиция и НПО регулярно требуют от правительства Саакашвили выпустить часть заключенных. Но амнистия 10 или даже 100 человек каждые полгода к празднику Гиоргоба да помилование на Рождество не помогают исправить ситуацию. Тюрьмы ежедневно пополняются еще большим числом подозреваемых. Иногда их дела слеплены наспех, как дело армянского активиста Ваагна Чахаляна, в котором не была даже проведена своевременная экспертиза оружия. Иногда вместо доказательств используются показания лжесвидетелей. Иногда - сфабрикованные аудиозаписи.

«Показатели борьбы с преступностью» отнюдь не добавляют популярности режиму Саакашвили. Все знают, что коррупция в стране все равно осталась, переместившись исключительно в верхние эшелоны власти. Да и место «воров в законе», контролировавших черные и серые денежные потоки, заняли члены правительства и их родственники. Может быть, стрелять на улицах и стали меньше, но ножи даже патриарх Грузии Илия Второй посоветовал с собой не носить - уж очень эмоционален грузинский народ.

На днях депутат, лидер «Картули Даси» Джонди Багатурия предложил увеличить количество пунктов дв законе об амнистии и выпустить всех, кто сидит за мелкие правонарушения, сообщает GHN. «К сожалению, в Грузии тюрьмы переполнены заключенными. Большинство из них осуждены не справедливо», - подчеркнул Багатурия.

Зато этих людей можно удачно использовать на строительных работах в монастырях. Там и к труду приучатся, и о душе подумают.