«Хребет грузинской государственности», опора и надежда режима Михаила Саакашвили, глава единого ведомства внутренних дел и госбезопасности Вано Мерабишвили дал скандальное интервью российскому «Коммерсанту». В нем он пообещал оппозиции поражение на выборах и развенчал шпионскую сущность Грузинской православной церкви. Вкупе с откровениями о войне 2008 года и методах вооружения армии его реплики вызвали бурю негативных эмоций и в парламентской, и в радикальной оппозиции. Первая требует созвать Совбез, вторая и вовсе пригрозила министру расправой, а правительству - киргизским сценарием.
Заседание ответственных за безопасность страны людей должно пройти в закрытом режиме, считает представитель парламентского меньшинства, лидер партии «Картули Даси» Джонди Багатурия. По его словам, Мерабишвили упомянул некоторые факты, требующие секретного обсуждения.
Христиан-демократа Георгия Таргамадзе особо возмутила фраза о том, что закон в Грузии меняют, если он противоречит планам правительства, а значит, в трактовке министра, и интересам людей. Собственно говоря, это было известно и до интервью Мерабишвили. Стоит только вспомнить узаконивание пластиковых пуль и изменения в избирательный кодекс.
А вот по поводу того, что Таргамадзе, по словам Вано, предлагал российским военным взятку в 50 тыс. долларов за разрушение памятника Сталину в Гори, депутат почему-то не возмутился. Видно, сам гордится своей находчивостью.
Зато этот факт не на шутку возмутил лидера оппозиционного «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Ведь вокруг памятника - жилые дома, из которых жители не были эвакуированы. Таргамадзе собирался оплатить их смерть. Бурджанадзе требует от Генеральной прокуратуры возбудить уголовное дело и начать следствие против Мерабишвили и Таргамадзе, которые фактически предлагали «бомбить территорию Грузии».
Такое поведение явно ненормально для представителей власти, и экс-спикер призвала как можно скорее от них избавиться, «иначе страна будет находиться в постоянном страхе и обстановке шизофрении».
Интервью Мерабишвили Бурджанадзе обсудила с экс-послом России Эроси Кицмаришвили. Ей было интересно мнение «опытного человека», пояснила она, не вдаваясь в подробности.
Общественный гнев Мерабишвили навлек и обвинениями в адрес духовного лидера страны Католикоса-Патриарха Илии Второго. Министр утверждает, что отношения между Грузинской и Русской православными церквями не только религиозные, и что церковное венчание потомков рода Багратиони было осуществлено по проекту российского политического деятеля Евгения Примакова с целью замены Саакашвили на «потомственных монархов».
Лидер грузинских лейбористов Шалва Нателашвили считает, что Мерабишвили «нанес оскорбление Грузинской церкви и патриарху». После этого интервью ему «нет места на грузинской земле».
Скандал вокруг патриарха осенью прошлого года сам по себе чуть не вызвал гражданское противостояние. Сейчас же он станет лишь еще одним фактором активности оппозиции, уже разъяренной заявлениями Вано о неизбежном проигрыше на майских выборах.
А кому же, как ни министру МВД знать, кто победит, а кто нет, если в его задачи как раз и входит создание всяческих препятствий оппонентам правящего «Единого национального движения».
Полиция еще в выходные дни опечатала типографию с предвыборными агитационными материалами некоторых партий. У здания в Дигомском районе вчера собралась толпа, попытавшаяся прорвать оцепление. В результате столкновения с полицией были задержаны шестеро представителей оппозиционного объединения «Национальный совет». Один из них - Ника Джавахидзе - был жестоко избит.
Лидер входящей в «Совет» «Партии Народа» Коба Давиташвили потребовал незамедлительного освобождения пленников, пригрозив акцией протеста с перекрытием движения на Руставели.
Через пару часов один из арестантов - политический секретарь «Партии народа» Александр Шаламберидзе - был освобожден из зала суда. Остальных держали дольше и выпустили, присудив за мелкое хулиганство штрафы по 400 лари. Заседания прошли так внезапно, что на них даже не успели прибыть адвокаты.
Однако лидер «Нацсовета» и движения «за Справедливую Грузию» Зураб Ногаидели не отказался от манифестации, и выведет сегодня своих сторонников на проспект Руставели под лозунгами за свободу слова и честную предвыборную кампанию. Тогда же будет назван победитель праймериз, которого «Совет» выдвинет на пост мэра Тбилиси».
Инцидент с типографией Ногаидели назвал неудачной «попыткой запугивания» и пообещал «все разрушить и разогнать правительство». Мерабишвили он пригрозил расправой, наподобие той, что настигла вчера его киргизского коллегу. Лидер лейбористов Нателашвили тоже предрек правительству ситуацию «похуже чем в Киргизии», а Михаила Саакашвили назвал «последним из Могикан в каскаде цветных революций». И если власти и дальше будут также откровенны, как Мерабишвили, «момент истины» для грузинского общества не заставит себя долго ждать.