Мужчина и женщина

Грузинские мозги нуждаются в инвестициях

Грузинский министр Дмитрий Шашкин в поиске инвестиций для образовательной сферы отличился находчивостью. Выступая на конференции «Евроатлантическая интеграция Грузии: роль общества» он говорил об «Осуществлении инвестирования в человеческий капитал».

Шашкин подчеркнул, что Грузия тратит огромные средства на сферу образования ради величайшей цели - интеграции в евроатлантические структуры. «Необходимо дать молодежи образование международного уровня, чтобы она могла в процессе глобализации принять современные вызовы», - отметил министр.

Завуалированная просьба была адресована, прежде всего, заграничным гостям -представителю Атлантического совета Деймону Вилсону, замруководителю миссии агентства развития США в Кавказском регионе Иоакиму Паркеру, главе миссии ЕС Хансйоргу Хабберу, послам Франции и Германии и другим международным экспертам.

Если говорить начистоту, то пока огромные средства, часть из которых составляет международная кредитная и грантовая помощь, тратятся весьма бездарно.

Исключение составляет, разве что сотрудничество с Германией по проекту «Усиление возможностей для осуществления задач Болонского процесса в Грузии», запущенному в прошлом году. В его рамках между двумя странами активно действуют обменные программы. 94 грузинских молодых ученых и доцентов вузов в этом году едут в Германию повышать квалификацию. Еще одним примером сотрудничества с Германией является открытие в Тбилиси международной немецкой школы.

В остальном Грузии до Европы пока еще, как до Луны. Только сегодня Национальный центр развития уровня образования разработал национальные квалификационные стандарты. Документ указывает, какие знания и навыки должны быть у выпускника, получающего аттестат или диплом. Впервые в независимой Грузии на законодательном уровне внедряется система обучения в течение всей жизни, что предусмотрено Европейской квалификационной рамочной конвенцией.

Введенные сегодня стандарты должны будут сблизить грузинскую систему образования с европейской. Но лишь по форме. А по содержанию сдвигов ждать не приходится. И вот почему.

Неделю назад грузинские СМИ обнародовали экспертные заключения о том, что высшие учебные заведения страны не удовлетворяют элементарным международным стандартам. Никуда не годятся ни докторские диссертации, ни научные исследования.

Страна характеризуется истощением интеллектуального потенциала, «утечкой мозгов», экономической рецессией и технологической неравномерностью, сообщил Международный центр социальных исследований и политического анализа.

Неэффективная политика в сфере образования, согласно выводам центра, вызвала падение и без того низкого рейтинга страны в индексе глобальной конкурентоспособности: 93-е место среди 189 стран. Это на три ступени ниже показателей прошлого года и на несколько ступеней ниже показателей африканских государств Гамбии, Ботсваны и Намибии.

К столь плачевному положению дел привело, в частности, малое число квалифицированных кадров в самих университетах, отмечает центр анализа. Преподавателей можно поделить на несколько групп: те, чей уровень соответствует уровню зарубежной магистратуры; профессура советских времен, сумевшая адаптироваться к новым условиям; наконец, доктора наук, не снискавшие международного признания.

То же самое творится и в школах. Многих заслуженных учителей увольняют по прихоти директоров. Педагоги вынуждены ежегодно подписывать трудовые договора, подвергаясь риску сокращения без уважительных причин.

Вроде бы власти вводят все эти новшества, чтобы поднять уровень образования. Ради этого, к примеру, придумана сертификация учителей. Одним из ее главных требований стало знание английского языка. Тем, кто справится с тестами, в два раза повышают зарплату. Но счастливчиков не так уж много. Из 10 000 педагогов, сдававших экзамены минувшим летом, 89 процентов не смогли набрать нужного количества баллов. Минимальный уровень компетенции преодолели и получили сертификаты всего 1147 человек. Остальных отправили на пересдачу. У них есть еще две попытки.

Из-за сертификации школы уже начали терять опытных наставников. Их место занимают англоязычные волонтеры со всего мира, которые зачастую не только не имеют высшего образования, но и умения работать с детьми. Зато им платят в четыре - пять раз больше, чем грузинским учителям.

На привлечение иностранных учителей в следующем году правительство готово потратить 10 миллионов лари. Эта цифра на программу под задорным названием «Учи и учись вместе с Грузией» уже заложена в бюджете страны. Всего приглашена одна тысяча иностранцев.

Обязательным английский язык стал не только для школьников и педагогов, но и для студентов. Министерство образования заявило, что ни один выпускник вуза не получит диплом, не зная английский язык. Это нововведение встречено в штыки прежде всего теми студентами, которые 11 лет в школа и четыре года в университете изучали другой иностранный язык, а теперь вынуждены за несколько месяцев овладеть английской речью.

«Понятно, что английский - международный язык, но я буду учить тот язык, какой захочу. Указ Шашкина лишает студентов выбора, ущемляет их права. Что за логика,- не понимаю. Я - студентка-отличница, почему я не смогу получить диплом?», - заявила студентка ТГУ Тамуна Херхеулидзе в интервью изданию «Грузия и мир». Она считает, что если правительство не отменит свое решение, начнутся студенческие волнения.

Конечно, Михаил Саакашвили и Дмитрий Шашкин не настолько глупы, чтобы думать, будто речь окраин Нью-Йорка, Лондона или Сиднея, откуда едут волонтеры, автоматически сделает грузин образованными людьми. Просто стратегическая цель превратить страну в туристический рай недостижима без англоязычного обслуживающего персонала.

А что касается образовательных реформ ради евроатлантической интеграции, то это, скорее всего, только предлог, чтобы вытянуть вспоможения у иностранных богатеньких буратино. С их помощью Грузии уже удалось погасить часть бюджетного дефицита. Но англинизация школ, поголовная компьютеризация первоклашек вкупе с полицейскими-надзирателями в учебных заведениях и надбавками сертифицированным педагогам - уже потребовали роста затрат на сферу образования. Бюджет следующего года предусматривает увеличение финансирования этой сферы на 16 миллионов. Теперь бы спонсоров найти, желающих инвестировать в трансформацию грузинских мозгов...