Мужчина и женщина

Абхазия и Россия перекроют великий героиновый путь


Шестого декабря в Сочи был заключен протокол о сотрудничестве между российскими и абхазскими наркополицейскими в борьбе с распространением наркотиков. Это уже второй за последние полтора года подобный документ, подписанный российской Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков и абхазским МВД. Активное взаимодействие абхазских и российских правоохранителей сможет перекрыть хотя бы одну из наркомагистралей Кавказа, которая пролегает как раз по территории Абхазии. Задача, прямо скажем, трудновыполнимая.

В январе 2009 года в центре Сухума убили заместителя министра внутренних дел Абхазии Закана Джугелия. В момент убийства он пил кофе на открытой веранде в кафе "Кики" - кстати, любимом месте городских наркоманов. Преступник подошел почти вплотную к жертве и, выстрелив из охотничьего дробовика, спокойно продолжил свой путь до автомобиля, стоявшего на соседнем углу. Прокуратура выдвинула три версии преступления, в числе которых - даже "след" иностранных спецслужб. Но было ясно, что убить Джугелия могли только за профессиональную деятельность: в МВД он курировал борьбу с наркотрафиком. Конечно, преступление не было раскрыто.

В течение многих лет грузинский, абхазский и российский криминал прекрасно находили общий язык и использовали территорию республики для транспортировки наркотиков как с юга на север, так и с севера на юг.

В начале 90-х годов самой крупной площадкой транзита наркотиков стала Грузия. В стране до сих пор действуют несколько магистралей переправки товара в Россию и Европу. Кроме черноморского, который далее проходит через территорию Абхазии, крупные каналы наркотрафика существуют в крупных черноморских портах - Поти и Батуми. Одного только героина, по данным грузинской Партии зеленых, через страну ежегодно перекачивается около семи тонн. Именно через Грузию в Россию попадает основная часть афганского героина. Данные спецслужб свидетельствуют о том, что курортный город Кобулети является своеобразным "складом" этого наркотика, который оттуда переправляется на другой берег Черного моря.

Нельзя сказать, что в Тбилиси не борются с наркотрафиком. В прошлом году за распространение героина получили тюремные сроки двое чиновников грузинского правительства и один высокопоставленный военный. Однако это не исключило страну из списка ключевых центров международного транзита наркотиков. Но у наркополицейских двух стран есть и другие темы для разговора. Абхазия - крупный поставщик марихуаны на российский рынок, а из России туда везут тяжелые наркотики.

Для тех редких туристов, которые готовы выйти за ограду санатория и поглубже окунуться в абхазскую атмосферу, некоторые гостеприимные местные жители могут оказать особую услугу - достать "план". Здесь это не сложно и смертным грехом не считается. Более того, достанут наркотик, скорее всего, бесплатно. Брать за это деньги не принято. К марихуане в Абхазии либеральное отношение.

На живописном берегу реки Келасур, где жители абхазской столицы обычно проводят свободное время, есть тихие, укромные места в зарослях акации, ежевики и колючей субтропической зелени. Здесь, вдали от посторонних взглядов и жилых домов, многие сельские жители выращивают "план", но только для личного пользования.

Когда есть повод покурить, отправляют гонца на плантацию. Плантацией это, правда, назвать трудно - буквально по нескольку кустов ценного растения. Но не всегда гонцы приходят с добычей: коноплю могут перехватить соседи, которые, как правило, догадываются о том, где могут расти драгоценные кусты.

Раньше их частенько высаживали прямо на приусадебных участках, но сейчас милиция систематически производит рейды по поиску посевов. Поэтому "плантации" переместились подальше от людских глаз.

За прошедшие годы многие поставили производство марихуаны на поток. Этой осенью около затерянной в предгорьях деревушки Атара произошли события, напоминавшие голливудский боевик. К полю, засеянному коноплей, подъехали с десяток машин, из которых высыпали сотрудники милиции. Они собирались собрать и сжечь богатый урожай наркотика. Но не тут-то было. Откуда-то появилась охрана плантации, устроила стрельбу и даже захватила в заложники сотрудника милиции. Потом его, конечно, отпустили, но пришлось вызывать подкрепление из сотрудников спецслужб и охраны президента.

Владельцы наркотического бизнеса, процветавшего много лет, не ожидали, что их могут потревожить. Но потревожили их потому, что в МВД сменился начальник: вместо возглавившего Совбез Отара Хеция министром был назначен Леонид Дзяпш-ипа, у которого сегодня высокий рейтинг. Но пресс-релиза, в котором сообщалось бы о раскрытии этого преступления - с ответом на вопрос о том, кому принадлежала громадная плантация конопли, - так и не было.

В Абхазии, конечно же, исключено, чтобы такой бизнес мог организовать "рядовой" преступник. Только очень крепкие связи во властных структурах и в самих правоохранительных органах могут гарантировать бизнесмену, что его поле с коноплей милиция "не заметит".

Понятно, что атарская плантация - не единственное хозяйство, где в открытую выращивали наркотики. Грибники, прочесывающие леса в предместьях Сухума, нередко нарывались в густой чаще на огороженные территории. Никто не рисковал выяснять, что находится за забором. Всем было понятно, что туда лучше не лезть.

Абхазии, конечно, далеко до Афганистана. Но даже замдиректора российской Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Олег Сафонов признал, что конопля, которую выращивают в горах Абхазии, очень высокого качества и пользуется спросом у российских потребителей.