Мужчина и женщина

Минсельхоз подставил грузинских фермеров

GeorgiaTimes удивился как подозрениям в неоправданном завышении стоимости яблок, так и экспертным оценкам причин неурожая.

Инфляция в Грузии к концу года перевалит за 10 процентов. На галопе цен сказался неурожай в стране и по соседству. Особенно заметно это по горийским яблочкам, которые продаются в этом году на уровне заморских фруктов. Цена подскочила на 200, а то и 300 процентов: с 50 тетри до полутора лари на оптовых рынках и до трех с половиной лари в магазинах.

Четыре из пяти перерабатывающих предприятий в Гори в ноябре были вынуждены приостановить свою работу из-за отсутствия сырья. Директор завода фруктовых концентратов "Самегобро" Заур Саганелидзе заявил, что такого неурожая не было последние 10 лет. Он разрешил принимать палые яблоки, и платил за них по 7 тетри, но на завод поступило всего 300 килограммов фруктов. Остановка нанесла большой ущерб не только из-за сокращения рабочих мест, но и из-за потери уже освоенных зарубежных рынков.

Сократил выпуск яблочного концентрата и консервный завод детского питания "Кула". Он предлагал крестьянам по 14 тетри за килограмм, и все же в итоге пришлось перейти на закупку других фруктов. В ноябре завод работал с 60-процентной нагрузкой.

В не менее тяжелом положении оказались и фермеры, доходы которых зависят от реализации яблок.

Министерство сельского хозяйства, вместо того чтобы поддержать этих людей, решило направить на них народное возмущение. Главный аграрий страны Бакур Квезерели сказал, что помимо природных факторов, на ценах сказались действия фермеров, которые "произвольно и единолично" устанавливают цену на фрукты. Государство не может вмешиваться в процесс регулирования цен и умывает руки.

Вместе с тем, Квезерели пообещал, что в следующем году в плодоводство будет вложен целый миллион инвестиций, что позволит повысить урожайность яблок и закупить за границей новейшие сорта. Ведь нынешнее правительство Грузии очень любит все сделанное за бугром и презирает почти все грузинское, вплоть до блюд национальной кухни.

По тому же принципу отныне Сакартвело будет выращивать гибриды кукурузы и пшеницы из Америки, которые не могут воспроизводить сами себя. Придется ежегодно закупать семена за долларовые кредиты, по которым стране рано или поздно придется платить.

Деревья, конечно, - более надежное вложение средств, если только они приживутся в Грузии, а не зачахнут, как крокодилы в Цаиши. Между тем, некоторые эксперты считают, что урожайность грузинских яблочных садов оттого и падает, что в них поселились "инородцы". В интервью изданию "Амбеби" кандидат сельскохозяйственных наук Нана Миротадзе заявила, что грузинские сорта почти все уничтожены, а американские и немецкие не могут хорошо плодоносить в грузинских климатических условиях.

Кроме того, по ее словам, фермеры бесконтрольно используют пестициды. Они не знают толком ни инструкций по применению, ни возможных последствий для здоровья человека. Невежество крестьян доводит до того, что некоторые саженцы деревьев погибают. С другой стороны, правительство плохо контролирует рынок химикатов, и там зачастую продаются некачественные удобрения и пестициды.

Помимо этих человеческих факторов, на грузинское плодоводство влияет, как пишет "Амбеби", глобальное потепление. Изменения температуры воздуха, режима атмосферных осадков, количества солнечной радиации и других климатических показателей наносят сельскому хозяйству большой ущерб.

В Восточной Грузии стало жарче и суше, в Западной увеличилось количество осадков. Из-за этого восточные сады недополучают влаги, сокращается их вегетационный период. А на западе страны фрукты портятся, ухудшаются их лежкость и вкусовые качества. Распространяются нехарактерные для грузинских садов болезни, бороться с которыми садоводы еще не научились. Так, мандарины в Аджарии в этом году покрылись какими-то черными точками.

Часть этих проблем можно было бы решить, привлекая к исследованиям и районированию сортов агрономов-ученых. Однако, во-первых, в пору частной собственности работать с фермерскими хозяйствами труднее, чем с колхозами и совхозами. А во-вторых, человек с научной степенью в Грузии уже не вызывает доверия. Власти считают, что аграрный университет готовит никуда не годных специалистов. Ну а старые кадры опасны своей ностальгией по советскому прошлому.

Отбросив авторитеты в сельском хозяйстве, молодая да зеленая команда Саакашвили поощряет экзотику вроде крокодиловодства или выращивания черники на чайных плантациях, но не способна повысить урожайность традиционных культур. А в проблемные годы возлагает ответственность за цены на фермеров.

Услышав о претензиях Квезерели, председатель Союза грузинских фермеров Рауль Бабунашвили удивился.

- В этом году неурожай, поэтому повысились цены. Фермеры здесь ни при чем, - заявил он GeorgiaTimes. - Это рыночные цены, на которые производители никак не могут влиять. Такое бывает. В прошлом году был хороший урожай, в этом - нет. Через год бывает так.

- Некоторые эксперты считают, что этот неурожай вызван неправильным использованием пестицидов.

- Нет, у нас есть консультационные центры, созданные западными неправительственными организациями, и там фермерам дают советы. Это уже не проблема. Те, кто имеет хорошие сады, как раз очень внимательно относится к рекомендациям центров.

- Нана Миротадзе считает, что отчасти проблемы с урожайностью вызваны использованием американских и немецких сортов, которые плохо плодоносят в Грузии. Вы согласны с ней?

- По-моему, это неправильно сформулировано. Сейчас иностранных сортов у нас не так уж много. Население начало интенсивно распространять иностранные сорта, чтобы умножить урожай. Но у нас в Грузии нет таких исследовательских центров, которые бы подробно изучили этот вопрос. Насколько я знаю, население довольно иностранными сортами, саженцы которых приобретает за рубежом, в том числе в России. Продукция новых сортов хорошо продается.

И все же факт остается фактом: яблок в этом году не хватит не только на экспорт, но и на внутренние потребности Грузии. Поэтому придется ввозить их из-за рубежа, а импортные яблоки стоят еще дороже, чем местные.